Люди жалуются на плохое кино. Но если задуматься, они сами хотят, чтобы им его показывали. Ведь иначе им будет не на что жаловаться.
Умная мысль.
СПОЙЛЕРЫ!!!!
Аллея кошмаров.
Гильермо дель Торо. Режиссер. который, по мнению критиков, выдает шедевры даже просто сидя на унитазе. В его репертуаре есть триллеры, боевики и даже несколько кинокомиксов. Имеет в кармане несколько оскаров, короче очень хороший и интересный дядька. И вот этот дядька решил замахнуться на классику нуара под названием "Аллея кошмаров". Фильм 1947-го мне не знаком, потому не смогу их сравнить и буду вести речь о современной версии. Я не фанат триллеров, но хотелось пойти в кино и выбор был между Аллеей и Конем на троне (да кто придумывает эти названия?), так что выбор был очевиден.
Фильм повествует о ярмарочном разнорабочем, с непонятным прошлым. Он осваивает искусство ментализма, устраивает свои представления, но переходит все мыслимые границы, объединяясь с психотерапевтом и начиная играть на чувствах людей. В итоге, это приводит к ужасающим последствиям как для всех тех, кто ему верил, так и для него самого.
В этом фильме есть много хороших и плохих сторон. Для разнообразия, в этот раз начнем с плохих. Самым главным, на мой взгляд, минусом является хронометраж. Если честно, я вообще не понимаю, что за мода пошла у всех режиссеров, растягивать фильмы до двух с лишним часов (в нашем случае два с половиной), особенно, когда показывать на протяжении этих двух часов особо и нечего. Фильм перерастянут. Многие моменты или персонажи в нем просто бессмысленны. Например Колосс и Бруно, а так же их стремление защитить Молли. Они вставлены просто ни зачем, а их мотивация ни к чему не приводит. У меня даже возникло ощущение, что персонаж Бруно вообще вставлен только потому, что дель Торо искал, куда он может запихнуть своего любимого Рона Перлмана. Так же я не совсем понял, зачем тут смерти стариков от рук главного героя. Если убийство отца еще было как-то обосновано трудным детством и психологической травмой, то смерть его наставника взялась абсолютно ниоткуда. По сути, если бы в рамках сюжет оба этих человека умерли просто от старости, то особо ничего не изменилось. И я знаю, что многие меня возненавидят, за то, что я сейчас скажу, но еще одна моя претензия касается непосредственно Кейт Бланшет и её персонажа. Не поймите неправильно, она очень хорошая актриса, я люблю её в очень многих фильмах, и для своих 50-ти с лишним лет она сморится вполне себе ого-го-го. Но, на мой взгляд, ей все-таки не очень идет амплуа фам-фаталь, в роли которой она тут выступает. С другой стороны, она очень хорошо передала образ хладнокровного психиатра, которого интересуют только людские мысли и их исследования. И тем хуже смотрится завершение её сюжетной линии, когда мы понимаем, что она решила обмануть главного героя не из-за любви или денег, а из-за простой обиды на колкое высказывание. Весь образ железной, который строился на протяжении всего фильма, рушится буквально одной фразой. И это меня очень сильно разочаровало.
Теперь о хорошем. нельзя не отметить каст. Тут очень много хороших актеров, и они отлично справились со своими ролями, хоть некоторым из них и дали очень мало экранного времени. Если честно, я и пошел на этот фильм, по большей части из-за актерского состава. Это очень большой плюс, но далеко не главный. Фильм поражает своей атмосферой, своим антуражем. Плюс, некоторые повороты меня очень даже удивили. Например, я не ожидал, что жена судьи настолько трагично воспримет слова героя о воссоединении с их погибшим сыном. Неожиданной стала и развязка сюжетного хода с человеком-зверем. Я понимал, что в итоге всего, это ружье выстрелит, но не ожидал столь меткого попадания. Так же в этом фильме множество хорошо поданных, и в то же время, вполне понятных посылов. Всегда нужно знать меру, нельзя играть на чувствах людей, за деньги нельзя купить спасение, люди хотят быть узнанными, хотят быть обманутыми и т.д. Но больше всего, мне понравилась история главного героя. То как высоко он взлетел, то как он возгордился, и то как низко он пал в итоге. Последнюю сцену, я считаю самой сильной в фильме во всех отношениях. Герой понимает, что ему предлагают, понимает, что за этим последует и то, какой ужасный конец его ждет, но все равно соглашается. Нет идеализирования, которое сейчас так популярно в кино, ибо герой не ищет прощения за свои грехи и делает это не ради искупления, а просто потому, что он просто человек, который опустился на самое дно, и который это осознает. Зритель понимает, что никому нельзя пожелать такого конца, но в то же время считает, что персонаж заслужил его. Вопрос лишь в том, считает ли так сам персонаж?
Ментализм. Многие считают его каким-то чудом, сравнивают с экстрасенсорикой и медиумизмом. Хотя на самом деле, это не более чем форма театрального обмана. Представление, основой которого служат наблюдательность, умение подмечать детали, дедукция, конечно же психология, и не в последнюю очередь, актерская игра. Если фокусник в должной мере обладает всеми этими навыками, то он может создать иллюзию чтения мыслей, сможет заставить человека сказать или сделать то, что ему нужно и тот даже не усомнится в том, что действует не по своей воле. Но независимо от того, что ощущает человек, обман остается обманом. И это описание является просто отличной метафорой для этого фильма. По сути своей, этот фильм невероятно прост. Но, благодаря простейшим манипуляциям, Гильермо дель Торо заставляет нас поверить в то, что это шедевр. Он берет самые очевидные вещи, выкручивает их наизнанку и преподносит нам, как нечто необычное. И мы верим. Верим в то, что перед нами что-то чудесное и волшебное, хотя по факту, нам просто рассказали простейшую историю.
ИТОГ 8/10
Если честно, я даже не могу назвать этот фильм триллером, хотя именно так он и позиционируется. На мой взгляд, это скорее драма. И драма, несомненно, очень хорошая. Не смотря на то, что это не самый мой любимый жанр фильмов, эта картина мне очень понравилась, и я смело могу рекомендовать её к просмотру.
P.S. А ну и Перлман, и Дэфо как всегда шикарны. Особенно Перлман.