Начало всего.
Утром 27 апреля прибыл в контору. Меня ждали. Полученное задание удивило, ибо подобного в выходной день я не ожидал.
Все началось поздно вечером 27-го апреля. Мелкая не спала и нам не давала. Таня укачивала дочь, а мы допоздна потихоньку готовились к Первомаю. Вовсе не принять участие в демонстрации трудящихся, а к визиту Таниных родителей. Они с нетерпением мечтали подержать на руках внучку и навестить дочь. Совершенно очевидно, без накрытого стола с некоторым количеством спиртного за здоровье ребенка и за всеобщее благополучие, обойтись было невозможно.
Припоминаю, может, пеленки гладил, или телевизор смотрел, запиликал телефон.
- Сын! Тебя спрашивают!- Трубку в комнату принесла Мама.
Позвонил Зам. начальника инспекции и ничего не объясняя, приказал прибыть на службу к восьми утра без опоздания.
- Есть! Так точно! К восьми буду на Пилс!- Выбора у меня не было. Стало ясно, что воскресенье накрылось медным тазиком и вместо планируемой первой осторожной вылазки в свет семьей, мне предстоит выполнить некое срочное задание. О таких сценариях меня предупредили при оформлении, пообещав, что беспокоить будут нечасто.
Едва положил трубку, вновь сигнал. Мужской голос попросил к телефону Отца.
- На атомной электростанции под Киевом произошла авария. Есть погибшие и пострадавшие. Подробности происшествия не известны. Что- то серьезное!- Переговорив по телефону, Батя чем мог поделился с нами и встревоженно помрачнел. Утром ему также, как и мне, приказали прибыть в училище на службу.
Я вспомнил, как ремонтировал разбитый катер и отдыхал в тех краях на реке Припять несколькими годами ранее после страшного урагана. Мы компанией диких туристов влетели в него, путешествуя по Днепру и чудом тогда остались живы. Не припоминаю, что по ТВ в новостях 26 апреля 1986 года хоть что-то сказали гражданам страны об аварии на ЧАЭС. Создалось впечатление, ничего серьезного в Стране Советов не случилось. Больше болтовни о подготовке к демонстрациям на площадях и предпраздничных достижениях трудовых коллективов, хотя вовсю по стране неслась горбачевская "гласность".
- Заходи! - Пригласил начальник. В конторе кроме него был еще Зам.
- Присаживайся!- Начальники выглядели еще мрачнее, чем Батя прошедшим вечером после телефонного разговора.
Надлежало на "Волге" шефа выдвинуться в аэропорт "Спилве", вылететь в заданный район вертолетом, осмотреть заданные квадраты с воздуха и результаты обследования по радиосвязи доложить лично Генералу. Более никаких пояснений. Докладывать обо всем, что происходит в Рижских портах, на внешнем рейде, далее, сколько позволит запас топлива и погода, в направлении Ирбенского пролива. Приказали, не распространяться об увиденном.
Вышли на курс чуть ниже Горьковского моста и прошлись вдоль правого берега Даугавы вниз к устью реки. Причалы РМТП непривычно пусты.
Оставшиеся у причалов немногочисленные суда под иностранными флагами готовились к отходу, спешно закрывая крышки полупустых трюмов. У 9-го, и 10-го причалов разгружались пара банановозов, а на 17-м грузили автомобилями ролкер. Все теплоходы- под советскими флагами.
Вышли на внешний рейд и сделали пару кругов на минимальной высоте. Рейд тоже непривычно пуст. В сторону Ирбен уходили несколько сухогрузов в балласте и в грузу, из ожидавших лоцманскую проводку судов к свободным причалам под грузовые операции. Караван направлялся на выход из Рижского залива с целью покинуть территориальные воды СССР как можно скорее. Облетели каждый борт и я записал названия, порты приписки, позывные... Суда под флагами Либерии, Кипра, Мальты, ФРГ и Скандинавских стран...
На якорях остались советские транспортные рефрижератор и еще какой- то большой "рыбак".
- Иностранцы вещают, что произошел взрыв. Вроде как на советской атомной электростанции и их может накрыть облако радиации! Надо, мол, быстрее уходить. Толком никто ничего не знают и драпают на всякий случай.- Объяснил пилот то, что узнал, прослушав переговоры судов на морских частотах связи.
В сознании всплыли древние фото бомбардировок Хиросимы, Нагасаки и картинки из учебных пособий по оружию массового поражения. Страшные в своей дикой красе атомные грибы до небес.
- Чего нам опасаться? Где Чернобыль и, где Рига?! До нас точно ничего не долетит!- Что- то похожее крутилось в моей голове. О радиации имел понятия на уровне уроков НВП и кратких лекций времен учебы в учебно- тренировочном отряде.
Очень у меня к вам, уважаемые посетители большая просьба! Оставляйте, пожал-ста, свои комментарии. Мне важно ваше мнение. Вылавливайте «косяки». Указывайте на них. Что не нравится!? Если, что понравилось, отмечайте. Не молчите!