Известно,что практически невозможно создать самолет, приспособленный для выполнения любой задачи. Именно поэтому создают разные типы самолетов для выполнения различных задач. Классификацию самолетов производят прежде всего по назначению.
Все самолеты подразделяются на гражданские и военные. В данной статье мы будем вести речь только самолетах гражданской авиации.
Классификация самолетов гражданской авиации по назначению.
Гражданские самолеты делятся на следующие основные группы:
почто-пассажирские, грузовые, учебные и специального применения.
- Почтово-пассажирские самолеты в зависимости от грузоподъемности и дальности полета могут обслуживать маршруты местного внутриобластного значения, межобластного значения, магистрального и межконтинентального значения. Основные требования, предъявляемые к пассажирскому самолету, - это безопасность полета, комфорт для пассажиров и высокая скорость полета.
- Грузовые самолеты предназначены для перевозки различных грузов и должны обладать большой грузоподъемностью и экономичностью.
- Учебные самолеты предназначены для первоначального обучения технике пилотирования курсантов летных училищ, а также для переучивания летного состава. Самолеты для первоначального обучения наиболее просты в освоении и технике пилотирования и имеют обычно небольшую скорость. Затем обучение проходит на самолетах имеющие более высокие летные данные.
- Самолеты специально применения предназначены для обслуживания различных отраслей народного хозяйства. Эти самолеты разделяются на множество видов, каждый из которых специально оборудован для выполнения определенной работы. В сельском хозяйстве самолеты используются для посева и борьбы с вредителями полей. Самолеты специального применения используются также для перевозки больных и медицинского персонала, охраны лесов от пожаров, ледовой разведки, для исследования верхних слоев атмосферы и геологоразведочных работ, для контроля порядка на трассах.
Классификация самолетов по конструктивным признакам.
Все существующие в настоящие время самолеты можно объединить в группы, различающиеся по следующим конструктивным признакам:
1) По числу и расположению крыльев.
По числу крыльев самолеты разделяются на бипланы и монопланы.
Биплан представляет собой самолет с двумя крыльями, расположенными одно под другим и скреплены между собой стойками и расчалками. К преимуществам таких самолетов можно отнести хорошую маневренность за счет малого размаха крыльев по сравнению с самолетом-монопланом и простоту изготовления крыльев.
Однако биплан имеет и ряд существенных недостатков, к которым относятся: большое лобовое сопротивление, затрудненность установки двигателей в районе крыла. Пример данного самолета биплана - это самолет Ан-2.
Моноплан представляет собой самолет с одним крылом. Такие самолеты имеют преимущества перед бипланом и в настоящее время являются господствующей схемой для всех самолетов. Схема моноплана дает возможность установить двигатели на крыле, в внутри крыла размещать топливные баки. Общее лобовое сопротивление у моноплана ниже, чем у биплана.
По расположению крыла относительно фюзеляжа самолеты разделяются на низкопланы, высокопланы и среднепланы. В гражданской авиации распространенны низкопланы и высокопланы, средне планы встречаются в военной авиации.
Каждая из этих конструкций имеет свои положительные качества и недостатки.
Низкоплан - самолет с нижнем расположение крыла относительно фюзеляжа. К примерам таких самолетов можно отнести Ту-134, Ту-154, В-737, А-320 и тд.
Высокоплан - самолет у которого крыло расположено в верхней части фюзеляжа. Главным недостатком такой схемы самолеты является утяжеление конструкции шасси. К главному плюсу нужно отнести взлетно-посадочные свойства на неподготовленную площадку ( грунтовая дорого, поля и тд). К примерам данной схемы можно отнести самолеты Ил-76, Ан-12, Л-410.
Среднеплан - самолет со средним расположением крыла. Он имеет наименьшее сопротивление интерференции в месте сочленения крыла с фюзеляжем, что способствует уменьшению лобового сопротивления самолета. Пример Миг-15.
2) По типу фюзеляжа
По типу фюзеляжа самолеты разделяются на однофюзеляжные, двухбалочные с гондолой и "летающее крыло". Подавляющее большинство современных самолетов имеет один фюзеляж, в котором размещаются экипаж, пассажиры, грузы. К фюзеляжу крепятся крыло и хвостовое оперение. Фюзеляжи, которые не несут хвостового оперения, называются гондолами. У таких самолетов хвостовое оперение располагается на балках. В схеме "летающее крыло" гондола помещается внутри крыла.
3) По типу и расположению оперения
По типу и расположению оперения самолеты разделяются на три основные схемы: с нормальным хвостовым расположением, с передним расположение оперения (самолет типа утка), бесхвостовые самолеты типа "летающее крыло".
4) По типу шасси
По типу шасси самолеты разделяются на три основные группы: сухопутные, гидросамолеты, амфибии.
5) По типу двигателей
По типу двигателей самолеты можно разделить на поршневые, турбовинтовые и турбореактивные.
Вся информация взята из технической литературы и моих знаний полученных в институте...
#самолет #биплан #Моноплан #авиация