12.08
Поступил в университет. Добился того, чего хотел. А дальше? Дальше нужно – жить.
14.08
Пока было свободное время между экзаменами, три раза ходил в зоопарк.
Впечатление удивительное: в Дрездене (незадолго до дембеля нас вывезли на экскурсию в Дрезденскую галерею, куда мы попали, точнее, нас пустили, к сожалению, уже после её закрытия – почти 2/3 времени провели в зоопарке) был восхищён городским зоопарком, но тот зоопарк – хаос в сравнении с Калининградским зоо: здесь какая-то разумная спланированность и вместе с тем и «доброжелательность» животных и людей друг к другу; в Дрездене – клочковатые – «нечёсаные» верблюды и, видно, вечно голодные страусы, жирафы, мишки и прочее животное население мира выглядело более печально, хотя и было в более свободных, «природных», условиях (может быть это мне кажется сейчас оттого, что и я был тогда не дома). Здесь же чувствовалась бо̀льшая естественность животных. Наверное, не в пространствах (квадратах пространства) дело. Мы живое любим больше, чем они, – не прагматичны, что ли. Любовь вообще не прагматична. Потому и сердце часто болит, любя. Как сейчас вижу 5-6-летнюю девчушку, пытающуюся угостить гиппопатамчика-ребёнка пирожком (а ведь, мелкий, тянулся к руке ребёнка, а взрослые плавали в бассейне и просто посматривали, сопя, не агрессивно) – бросила в воду, он подхватил и благодарность – удивительно наивно-добрые глаза; почти тоже человечек!
Вообще, город удивительно зелёный и живой. Твери, да и суетливым Москве и Ленинграду, далеко до него. Боюсь – влюблюсь.
16.08
Перечёл «Илиаду» и «Одиссея» Гомера. Поразительно ярок и богат красками мир древних греков. А я, кроме «Мифов и легенд» Куна, практически ничего не читал об этом удивительном мире. Да и нечего было – сельские библиотеки по сравнению с университетской просто убоги. Хотя Сенека говорил, что лучше знать малое, но знать глубоко, а не хвататься без толку за многое, я ж – наоборот – хватаюсь за многое, всё интересно. Правда, результатов что-то не видно. Может быть, этот Сенека прав, и тогда срочно придётся себя ломать. Это первое.
Второе: чтобы понять литературное движение, точнее, движение литературы, нужно хорошо знать историю. Школьная история – скучный набор дат и плохо связанных друг с другом событий. Надо по-новому заняться изучением истории.
17.08
По телевизору стихи К. Симонова в исполнении Л. Гурченко. Песни на его стихи она пела здорово – до мурашек на теле и «горьковских» слёз, а вот читала манерно, нехорошо. Такие стихи надо читать просто, без пафоса, доверительно, как письма читают раненым в больничной палате: «Жди меня…».
20.08
О Боже, дай мне бедному, в удел,
Что б я искусством слова овладел…
Алишер Навои
21.08
Анатолий Варшавский «Города раскрывают тайны» и Войтех Замаровский «Тайны хеттов». – Интересные книги, тем более, что история сама по себе интересна, особенно древняя.
24.08
Зенон Косидовский «Когда солнце было Богом». История древних цивилизаций изложена ярко и красиво. Что ещё душе надо.
27.08
Чушь говорят те (и я в их числе), кто говорит, что им сейчас одиноко и скучно. Просто одиночество и скука – это безделие. Дело – это удивление каждый день, это открытие нового. Каждый человек в известной степени Колумб. Вокруг столько прекрасного, неизвестного тебе, требующего твоего взгляда, прикосновения, участия. Работай! Смотри, удивляйся, думай – чего ещё надо? «А сердцу многое хочется». Айда Маяковский. Так что ж – пистолет к виску, если многое не даётся. Это не выход. Мы (нет, я) – слишком любуемся собою; жизнь – не любование, а работа (души – в первую очередь). И вот толчок – «охота к перемене мест». Ну что ж – не худший выход. Университет. Тот, куда ходил Кант. Где он чистил разум. Может быть и мой профильтрует?
Спасибо за просмотры, ПОДПИСКУ, лайки, отзывы!