Найти в Дзене
ФСМИ

«Крейсер» (2016) – ещё один фильм на реальных событиях

На этот раз я не призываю посмотреть фильм, а просто хочу рассказать о событиях, на которых он основан. На фильм я наткнулся на прошлой неделе, даже не зная, что он на реальных событиях. Только при начале просмотра это понял. А после фильма прочитал, как всё было на самом деле и оказалось, что фильм достаточно достоверно всё передал. Поскольку я впервые узнал эту историю после просмотра фильма, то думаю, что и остальные люди на меня подписанные и просто читающие навряд ли об этом знают, поэтому я счёл не лишним поделится ею. Большинство населения планеты вообще мало интересуется историей, а мне интересна история любой страны и любого события, даже на первый взгляд незначительного. Итак, рассказываю: Летом 1945 года команда американского тяжёлого крейсера «Индианаполис» получила секретное задание доставить компоненты первой атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на острове Тиниан в Тихом Океане. Оттуда американские лётчики потом забрали бомбу, чтобы сбросить её на Хиросиму. Крейсер «Инд

На этот раз я не призываю посмотреть фильм, а просто хочу рассказать о событиях, на которых он основан. На фильм я наткнулся на прошлой неделе, даже не зная, что он на реальных событиях. Только при начале просмотра это понял. А после фильма прочитал, как всё было на самом деле и оказалось, что фильм достаточно достоверно всё передал.

Обложка фильма
Обложка фильма

Поскольку я впервые узнал эту историю после просмотра фильма, то думаю, что и остальные люди на меня подписанные и просто читающие навряд ли об этом знают, поэтому я счёл не лишним поделится ею. Большинство населения планеты вообще мало интересуется историей, а мне интересна история любой страны и любого события, даже на первый взгляд незначительного. Итак, рассказываю:

Летом 1945 года команда американского тяжёлого крейсера «Индианаполис» получила секретное задание доставить компоненты первой атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на острове Тиниан в Тихом Океане. Оттуда американские лётчики потом забрали бомбу, чтобы сбросить её на Хиросиму. Крейсер «Индианаполис» выполнив задание возвращался обратно в США, когда 30 июля был торпедирован японской подводной лодкой. Корабль затонул через 12 минут. Из 1197 человек на борту около 300 утонули вместе с кораблём. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана с несколькими спасательными шлюпками без еды и воды. Перед затоплением «Индианаполис» посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трёх станциях, но ни одна из них не среагировала на сообщение. Также (как стало известно потом) американская морская разведка перехватила сообщение, переданное с японской подводной лодки в штаб ихнего командования, о потоплении судна, но оно также было проигнорировано. За 4 дня, проведённых в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, переохлаждением, нападениями акул и сильными галлюцинациями. По некоторым оценкам около 60-80 моряков погибло из-за нападений акул, это считается одной из крупнейших акульих атак. Помощь пришла только 2 августа, когда плавающих заметил патрульный самолёт. Прибывшим спасателям удалось поднять только 321 моряка, из которых четверо вскоре скончались.

Кадр из фильма «Крейсер»
Кадр из фильма «Крейсер»

Капитан Чарльз Батлер Маквэй (в фильме Николас Кейдж), который командовал кораблём с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели судна, в день крушения ему исполнилось 47 лет.

Николас Кейдж в фильме «Крейсер»
Николас Кейдж в фильме «Крейсер»
Реальный Чарльз Батлер Маквэй
Реальный Чарльз Батлер Маквэй

В ноябре 1945 года Чарльз был привлечён военным трибуналом к ответственности по обвинению в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных манёвров». С другой стороны были и факты того, что само командование поставило корабль в опасное положение, не обеспечив противолодочный эскорт. По правилам безопасности крейсер должны были сопровождать корабли-охранители, но так как миссия была секретная, то официально никакого корабля в этих водах вообще не было, соответственно и в охране было отказано. Сам капитан атаковавшей японской подлодки Мотицура Хасимото на суде засвидетельствовал, что даже исполнение кораблём противоторпедных манёвров не принесло бы никакого результата и корабль всё равно был бы торпедирован. С его слов он выпустил по крейсеру 6 торпед с малой дистанции, две из которых попали в цель.

Мотицура Хасимото 1909-2000
Мотицура Хасимото 1909-2000
Японский и американский капитаны кадр из фильма «Крейсер»
Японский и американский капитаны кадр из фильма «Крейсер»

Со временем адмирал флота Честер Нимиц отменил приговор Чарльза Маквэя и восстановил его в должности. Тот ушёл в отставку в 1949 году в звании контр-адмирала. Многие выжившие с корабля утверждали, что вины капитана в гибели судна нет. В 1968 году Чарльз Маквэй застрелился из наградного револьвера. В октябре 2000 года Конгресс США утвердил резолюцию о реабилитации Маквэя по обвинению в гибели крейсера, резолюция была подписана президентом США Биллом Клинтоном. В июле 2001 года главный секретарь Военно-морских сил США приказал очистить личное дело капитана Маквэя от каких-либо записей, обвиняющих его в гибели крейсера. 18 августа 2017 года обломки крейсера были обнаружены исследовательской группой на дне Тихого океана на глубине свыше 5400 метров.

В конце фильма «Крейсер» показаны реальные кадры спасения моряков и отрывки из интервью уже постаревших выживших участников событий. Несмотря на достаточно достоверный показ событий американские кинокритики разругали фильм, да и некоторые зрители остались недовольны. Основные претензии к технической стороне фильма: в начале показан воздушно-морской бой с примением компьютерной графики.

Кадр из фильма «Крейсер»
Кадр из фильма «Крейсер»

Критикам не понравилось, что в фильме командование США выставлено в неприглядном свете (у нас сейчас практически в каждом фильме государственных служащих выставляют в «чёрном» цвете и ничего!), а зрителям фильм показался скучным. Стоит учесть, что фильм был создан не с целью развлечь публику, как большинство, а с целью рассказать реальную историю. Мне фильм показался вполне нормальным. Конечно, можно придираться к каким-то деталям, но главное ведь не это. Характерно, что в конце фильма американские моряки говорят: «Мы должны помнить какой ценой мы выиграли эту войну» и ни слова о вкладе в победу Советского Союза. А в середине фильма американские банкиры говорят:«Война это бизнес, на ней можно хорошо заработать»

Эта история уже была экранизирована в фильме 1991 года «Миссия акулы». Но тот фильм мало известен.

Крушение «Индианаполиса» стало самой массовой гибелью личного состава ВМС США за всю их историю. «Индианаполис» стал последним крупным кораблём ВМС США, потопленным во Второй мировой войне. Капитан Чарльз Батлер Маквэй единственный из всех капитанов в истории США, кто был подвергнут военному суду за потерю корабля во время боевых действий. Такая вот история.