Найти тему
ТехноИнфо

Проект космодрома на железнодорожной платформе, или все новое — хорошо забытое старое

Старт ракеты с железнодорожной платформы
Старт ракеты с железнодорожной платформы

“Роскосмос” планирует осуществлять запуск ракет легкого и сверхлегкого класса с железнодорожных платформ. Об этом в конце января 2022 года заявил Дмитрий Рогозин.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс принят на вооружение в 1989 году, но был утилизирован в середине 2000-х. Активность компании SpaceX привела к тому, что спрос на российские пусковые услуги заметно снизился. В связи с этим идея дешевого старта с железнодорожной платформы не улетучилась одновременно с уничтожением БЖРК, а напротив стала популярной.

Поезд "Судного дня"
Поезд "Судного дня"

Для реализации этого проекта все готово, поэтому не придется ничего придумывать нового. Ракеты многие годы возят по железной дороге с самарского “Прогресса”. Советские ракетчики, пока существовал БЖРК, научились осуществлять запуск ракет так, что не приходится заново укладывать железнодорожное полотно. Таким образом, имеется задел, который можно позаимствовать для создания нового комплекса

-3

Давайте разберемся, имеет ли смысл устраивать подвижный космодром. Основные вопросы к проекту:

  • Стоимость проекта. Если затраты на создание космодрома на железнодорожной платформе приблизятся к строительству нового космодрома, то экономический эффект будет под большим вопросом. Если получиться снизить издержки до приемлемого уровня, и заручиться заказами, то овчинка стоит выделки.
  • Достижение максимальной эффективности ракеты-носителя. Самая южная точка в России расположена в Дагестане, но туда еще нужно добраться. Если будет организована доставки пусковой платформы с ракетой достаточно быстро и недорого, то можно говорить об экономической целесообразности проекта.
  • Существуют более эффективные решения. Ржавеющий плавучий космодром “Морской старт" на Дальнем Востоке ожидает зарубежных партнеров, заинтересованных в запусках “Союза-5”. Вероятно, для старта легких и сверхлегких ракет этот проект не подходит.
Инфографика © LIFE
Инфографика © LIFE

Нельзя сбрасывать со счетов альтернатив воздушного старта, но для 313-тонной ракеты "Союз-2ЛК" нет подходящего самолета. Ан-124-100 "Руслан" может поднять в небо сверхлегкую ракету, поэтому проект “Воздушный старт” при зарубежных вливаниях может обнулить проект подвижного космодрома.

"Морской старт" в порту Славянка
"Морской старт" в порту Славянка

По мнению экспертов, бизнес-проект железнодорожного космодрома имеет равные шансы на провал и на успех. С одной стороны имеется богатый опыт создания космической техники и ракет. С другой стороны — неудачный “Морской старт”, отсутствие многоразовой ракеты и санкции могут похоронить проект до его рождения.

Наука
7 млн интересуются