“Роскосмос” планирует осуществлять запуск ракет легкого и сверхлегкого класса с железнодорожных платформ. Об этом в конце января 2022 года заявил Дмитрий Рогозин.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс принят на вооружение в 1989 году, но был утилизирован в середине 2000-х. Активность компании SpaceX привела к тому, что спрос на российские пусковые услуги заметно снизился. В связи с этим идея дешевого старта с железнодорожной платформы не улетучилась одновременно с уничтожением БЖРК, а напротив стала популярной.
Для реализации этого проекта все готово, поэтому не придется ничего придумывать нового. Ракеты многие годы возят по железной дороге с самарского “Прогресса”. Советские ракетчики, пока существовал БЖРК, научились осуществлять запуск ракет так, что не приходится заново укладывать железнодорожное полотно. Таким образом, имеется задел, который можно позаимствовать для создания нового комплекса
Давайте разберемся, имеет ли смысл устраивать подвижный космодром. Основные вопросы к проекту:
- Стоимость проекта. Если затраты на создание космодрома на железнодорожной платформе приблизятся к строительству нового космодрома, то экономический эффект будет под большим вопросом. Если получиться снизить издержки до приемлемого уровня, и заручиться заказами, то овчинка стоит выделки.
- Достижение максимальной эффективности ракеты-носителя. Самая южная точка в России расположена в Дагестане, но туда еще нужно добраться. Если будет организована доставки пусковой платформы с ракетой достаточно быстро и недорого, то можно говорить об экономической целесообразности проекта.
- Существуют более эффективные решения. Ржавеющий плавучий космодром “Морской старт" на Дальнем Востоке ожидает зарубежных партнеров, заинтересованных в запусках “Союза-5”. Вероятно, для старта легких и сверхлегких ракет этот проект не подходит.
Нельзя сбрасывать со счетов альтернатив воздушного старта, но для 313-тонной ракеты "Союз-2ЛК" нет подходящего самолета. Ан-124-100 "Руслан" может поднять в небо сверхлегкую ракету, поэтому проект “Воздушный старт” при зарубежных вливаниях может обнулить проект подвижного космодрома.
По мнению экспертов, бизнес-проект железнодорожного космодрома имеет равные шансы на провал и на успех. С одной стороны имеется богатый опыт создания космической техники и ракет. С другой стороны — неудачный “Морской старт”, отсутствие многоразовой ракеты и санкции могут похоронить проект до его рождения.