Найти в Дзене
Кино с Улыбкой.

Как Создаются Катастрофы в Голливудских фильмах.

Пожалуй, самым известным из миниатюрных городов в кино стал Метрополис (1927 г.) Городок построили в небольшом павильоне с применением усиленной перспективы. Это значит, что по мере удаления от зрителя постройки дополнительно уменьшались в размерах, чтобы создать иллюзию большего пространства, чем есть на самом деле. И три метра превращались в 350.

процесс создания "Метрополис"
процесс создания "Метрополис"

процесс создания модели "Метрополис"
процесс создания модели "Метрополис"

Американцы, вдохновленные «Метрополисом», в 1930 г. сделали свою версию и назвали «Только представьте!». Их миниатюрный Нью-Йорк занимал весь авиационный ангар. Постройка миниатюры заняла пять месяцев, над ней трудилось 200 человек, и стоила она 250 тысяч долларов, что по тем временам было прилично.

миниатюра фильма "Только представьте!"
миниатюра фильма "Только представьте!"

К сожалению, пейзаж редко делают только для красоты. Часто с этим макетом что-то должно произойти. Его может залить гигантская волна или должен произойти огромный взрыв. Сегодня такие вещи делают на компьютере, но раньше иного способа, кроме как построить и разрушить макет, не было.

-4

Макеты использовали для съемки разрушений еще во времена немого кино. Фильм «Ноев ковчег» 1927 года, где можно увидеть, как гигантская волна сносит город. Несмотря на все старания кинематографистов создать убедительный образ потопа, модель города все-таки выглядела как модель, и это замечали даже зрители.

-5

Вода очень сложный материал и она ни как не масштабируется из-за своих физических свойств: сила поверхностного натяжения не дает сделать каплю меньше, чем та, что сформирована естественным образом. Поэтому для создания миниатюрного водопада спецэффектники придумывали так называемую «сухую воду». Иногда эту роль исполнял гипсовый порошок, иногда — смесь муки и пищевой соды. Но залить город «сухой» волной не получается. В фильме «Битва титанов»(1981) и «Потоп» 1933 года вода выдаёт размер миниатюры. Кстати, последний долгое время считался утерянным. В фильме очень смачно и красиво показано, как после сильного землетрясения Нью-Йорк заливает огромная приливная волна.

"Битва титанов" 1981 г.
"Битва титанов" 1981 г.

Не масштабируется и огонь, вследствие этого для сцен с пожаром тоже строят максимально большие макеты. Для фильма «День независимости» понадобилась огненная волна, которая прокатывалась бы по городу. Для съемки этих сцен построили городской квартал в масштабе 1:24. Все здания укрепили на одной платформе размером 2,5 метра в ширину и 6 метров в длину. После этого платформу поставили под углом на край — так, чтобы огонь катился по городскому кварталу вверх, как по дымоходу. Внизу заложили пиротехнические заряды, а камеру подвесили сверху. Камера должна была снимать с высокой скоростью, чтобы потом, растянув этот взрыв раз в 10, замедлить движение огня и следовательно увеличить расстояние между объектами.

Как думаете, из чего делают городские постройки? Из разного типа пластика, гипса, оргстекла, резины, дерева и пенопласта. Оргстекло и резина представляют легкую, но крепкую основу, которая подходит для всех зданий. Но так как модели чаще создают, чтобы уничтожить, нужны и другие типы материалов. Обычно фасады отливаются из специальных смесей материалов, которые при взрыве распадаются особым образом. Так, в гипс добавляют пищевую соду, опилки и другие материалы, которые при разломе дают пыль и мелкие обломки. Но при этом модели становятся слишком хрупкими, и с ними сложно работать.

-7

Еще одна знаменитая сцена разрушений городских кварталов есть в фильме «Терминатор 2: Судный день». Братья Скотаки создали потрясающие виды ядерного взрыва в центре Лос-Анджелеса. Модель города в масштабе 1:8 занимала площадку шириной 10 и длиной 13,7 метров. Дома имели металлический каркас, но фасады делали из хрупких и иной раз очень нестандартных материалов, например, крекеров )) «Интерьеры» таких зданий заполняли хлопьями «Корнфлейкс», которые разлетались как мелкие обломки. Каркасы зданий с обратной стороны прикрепили к тросам, которые соединялись с противовесами. По команде вес сбрасывали вниз, и дома втягивались назад. Машины были частично готовыми моделями, а частично отлиты по формам для других фильмов. Двигались машины с помощью лебедок и тросов, протянутых под дорогой. Крюки от тросов цеплялись к машинам через тонкую щель. Разумеется, стойки крыши у автомобилей подрезали, а сама крыша была сделана из тонкого свинца, чтобы ее сносило ветром.

-8

Стекла для автобусов взяли из защитных шторок микроскопов — они очень хрупкие. Деревья были из древесной коры. Кора ломалась очень правдоподобно, но у деревьев была слишком маленькая площадь, чтобы их ломала ударная волна, поэтому без тросов было не обойтись. Во время восстановления миниатюры специалисты просто заменяли кору внутри дерева. Для создания атмосферы в макет добавили жидкий азот, а также пыль и опилки для пущей имитации мелких осколков и мусора. Обдували макет из 10 воздушных пушек. Таким образом, вся взрывная волна — всего лишь поток воздуха. Всего сняли восемь дублей. Съемка велась со скоростью 60 fps. На повторную сборку модели уходило до двух с половиной дней. Когда модель уже была готова, а пушки — установлены, пришел Джеймс Кэмерон и сказал, что взрыв должен катиться по экрану в противоположную сторону. Чтобы не переделывать весь макет, братья поменяли положение водителей, развернули транспорт на дороге, сделали дорожные знаки в зеркальном исполнении и сняли всю сцену в зеркало.

Бывает, что по сюжету требуется взорвать не весь квартал, а какое-то одно здание. Например, в «Дне независимости», помимо здания Крайслера, взрывали Белый дом. Это была гипсовая модель чуть более четырех метров в длину. Внутри модели протянули праймокорд и установили заряды с горючим, чтобы оно красиво взметнулось огненным шаром. Взрыв снимали девятью камерами с разными скоростями. Максимальная скорость съемки достигала 300 кадров в секунду. Это замедлило происходящее в 12 раз. Потребовался только один дубль, правда до этого модель Белого дома испытала массу тестов.

-9

-10

Чаще всего миниатюрные взрывы создаются при помощи воздушных пушек, что замедляет взрыв. Если сюда добавить пыли и блесток, а также подсветить пыльное облако снизу во время «взрыва», то он получится как настоящий.

-11

Современные технологии не стоят на месте. Так чтобы уронить миниатюру, используют специальные гидравлические подъемники, которыми управляет компьютер. Так разрушали знаменитую снежную крепость в фильме Кристофера Нолана «Начало». Сначала съемочная группа взорвала декорацию, выстроенную для них в Калгари. К сожалению, несколько зарядов не сработало, и башня крепости-больницы упала не в ту сторону. Вследствие этого показывать общий вид процесса её разрушения было нельзя.

-12

Студия New Deal Studios создала миниатюрную копию башни на собственной автостоянке, рассчитав, как она должна располагаться, чтобы солнечное освещение в момент съемки совпадало с отснятыми в Калгари кадрами. Миниатюра достигала 12 метров в высоту. Это была сложная конструкция, разрушение которой компьютер просчитал до сотых долей секунды. Падать она должна была последовательно, снизу вверх: сначала нижние этажи, потом верхние, поэтому каждый этаж посадили на собственную несущую конструкцию. Кроме того, каждый из шести этажей был поделен еще на шесть сегментов, которых всего получилось 48: у каждого из них было собственное место в последовательности разрушения. Таким образом, внутри конструкции было 48 тросов, которые должны были рушить свой сегмент этажа. Эта последовательность срабатывания тросов и была запрограммирована на компьютере с учетом скоростной съемки взрыва. Взрыв снимали пятью камерами со скоростью 72 кадра в секунду.

миниатюра Нью-Йорка для фильма "Годзила"
миниатюра Нью-Йорка для фильма "Годзила"

Но самое интересное — в первый раз миниатюрная башня тоже упала не туда. Специалистам студии пришлось заново отливать отдельные детали конструкции и повторять взрыв снова.

создание макета
создание макета

Макеты или CGI? Сегодня производство макетов для кино уменьшилось, но это искусство не пропало и не пропадет до конца никогда. Ведь даже самые навороченные компьютеры не неспособны просчитать все элементы постройки, находящиеся во время разрушения в полном хаосе. Все эти летящие обломки, пыль и огонь дешевле, проще и быстрее снять на модели.