Когда даже любимые книги наскучили, а фильмы приелись настолько, что вызывают не больше эмоций, чем рекламные паузы, самое время взглянуть на русскую классику в творческой обработке лучших режиссёров мирового кинематографа.
«Война и мир» (2016)
В том случае, если классика кинематографа за авторством Бондарчука кажется слишком линейной, взгляните на то же самое в английской переработке. Авторы сценария и продюсеры занялись переосмыслением классического шедевра Льва Толстого, сделали его более современным и не задавались вопросом схожести литературных персонажей и их киновоплощений.
Получилось живо и бодро, даром что сходство с изначальным произведением почти утрачено, осталась лишь первоначальная сюжетная линия. Наблюдать за живыми персонажами, погружёнными в личные страсти и переживания, интересно и увлекательно.
При этом британцам, несмотря на колоссальный объём проделанной работы, удалось сохранить психологичность и накал эмоций: всё осталось в целости и сохранности, неприкосновенным и почти столь же ярким, как у великого Толстого.
«Анна Каренина» (1967)
Классика киновоплощений с неподражаемой Татьяной Самойловой в роли Карениной (раскосые глаза и острые скулы персонажа добавили образу пылкости и страсти) и Лановым в роли Вронского. Режиссура Зархи весьма бережна по отношению к авторскому тексту, тут всё передано в максимально близкой и комплиментарной автору манере, что проявляется как в кастинге артистов, так и в их вдумчивых, глубоких диалогах. Путешествия по Италии снимались на фоне пейзажей Тавриды, а в качестве палаццо выступал дворец Воронцовых.
«Мой ласковый и нежный зверь» (1978)
Чеховская «Дама на охоте» с невообразимым и прекрасным Янковским в главных ролях. Девушка тщеславна и полна расчёта. За ней приударяют трое пожилых джентльменов, а она погружена в трудности выбора и гадает, за кого из них ей было бы выгоднее выскочить замуж. Она в итоге выбирает управляющего имением Урбенина, в то время как другие два претендента на руку и сердце обуреваемы ревностью. Конец у истории трагический, а сама история глубоко драматична.
«Доктор Живаго» (сериал 2005)
Впечатляющая и исполненная масштаба версия классического романа Пастернака многослойна и непроста. В главных ролях – удачный дуэт любимой актрисы Путина Хаматовой и Олега Меньшикова.
В основе сюжета – любовная линия, что развивается на фоне драматических и ужасающих событий начала XX века: военных, революционных, голодных и жутких до одури.
Сценаристам и съёмочной группе удалось сохранить авторский антураж, неспешность повествования и сквозящие сквозь строки страх и тоску. Критикам, правда, не очень понравилось: одни критиковали произведение за поверхностность, в то время как другие указывали на сильные стороны типа состава актёров и великолепной работы осветителей и художников по костюму.
«Дуэль» (2010)
Ещё одна заграничная работа по киновоплощению классики русской литературы. История рассказывает нам о противоборстве двух аристократических джентльменов, которым совершенно нечем заняться. В то время как одним руководит неприязнь, второму просто скучно.
Фильм исполнен зрелищности и драматизма, хотя историки критиковали произведение за неправдоподобие и неуважение к канве исторических событий — как больших, так и малых. Впрочем, это не главное: прежде всего, режиссёру удалось уловить дух и важнейшие лейтмотивы чеховского произведения, что важнее мелких недоразумений.
«Мастер и Маргарита» (мини-сериал 2005)
Это одно из важнейших произведений мировой литературы, которое очень непросто переносить на экран. Тут два временных периода, огромное количество отнюдь не проходных персонажей, колдовской антураж Москвы 30-х годов, весьма многофакторные Понтий Пилат и собственно Воланд.
Мало кто был бы способен взяться за дело и довести его до конца столь же виртуозно, как Владимир Бортко. Ему удалось уложиться в десять серий. В ленте собралась плеяда советских кинозвёзд, в числе которых Гафт, Абдулов, Басилашвили и другие.
Единственное, за что фильм однозначно следует подвергнуть остракизму, это отвратительные спецэффекты, достойные разве что компьютерной игры года эдак 2001. А вот артисты сыграли на все сто, сюжет плотный и драматичный, ни малейших провисаний или слабых мест.
«Записки юного врача» (сериал 2012 – 2013)
Чернушный сериал-драма, где Дэниелу Редклиффу, наконец, приходит пора выбраться из коротких штанишек образа мальчика-который-выжил ради воплощения молодого и драматично рефлексирующего врача, который приехал в глубокую провинцию и стал врачом. Опыта у него ноль, но помочь некому, поэтому он занимается родовспоможением и хирургией, пробавляясь, среди прочего, венерологией. Одних «Записок юного врача» авторам стало мало, поэтому они сделали героя морфинистом подобно Шерлоку Холмсу.
Сюжет сдобрен качественным британским юмором. Если бы не подзаголовок на афишах – никто бы и не догадался, что это произведение синематографа в той или иной мере связано с творчеством Михаила Булгакова. Скорее, его следует рассматривать в качестве самостоятельного произведения.
«Герой нашего времени» (сериал 2006)
Последней позицией – весьма нестандартный для отечественного кино небольшой восьмисерийный проект. В роли аристократического недоросля Печорина выступает Игорь Петренко. Так вышло, что киновоплощённый Печорин лучше (честнее, мягче и человечнее) своего литературного прототипа.
Некоторые диалоги поверхностны и затянуты, а визуальная составляющая, несмотря на известное старание художников и декораторов, хромает на обе левых. Зато это первая в своём роде и пока единственная экранизация романа в целом, без извлечений и ремарок, что само по себе отлично.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих
✅ Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?
✅ Привычные российские продукты, которые удивят любого китайца!