Все говорят:
- Голливуд! Голливуд!
А ведь мы умудрились дать фору самой продвинутой стране киноиндустрии ещё в 1974 году, что сам Стэнли Кубрик воскликнул:
- Как?! Как этим русским удалось?! В начале 70-х, не имея компьютерной графики, как им удалось так мастерски снять невесомость?!
- американский режиссёр, снявший "Космическую одиссею",
не скрывал восхищения и зависти.
1973 год. Мне девять лет. Я живу у бабушки в Чернигове. И на каникулы, кроме летних, нам в школе предлагались абонементы на детские фильмы в центральный кинотеатр города.
В тот год мальчишки и девчонки Советского Союза увидели фильм режиссёра Ричарда Викторова
"Москва-Кассиопея"
В стране случилось самое настоящее умопомешательство. Благодаря картине интерес к космосу спустя 12 лет после полёта Гагарина получил новый виток. Казалось,
Вселенная стала к нам ближе, а контакт с инопланетянами случится буквально со дня на день.
Все снова мечтали стать космонавтами. Книги фантастов в библиотеках "уходили", как пирожки. Ребятня СССР делилась последними новостями из газет и журналов, где публиковались статьи о загадочных рисунках
в пустыне Наска в Перу, о местах загадочного появления НЛО и прочее.
Новоявленные "кулибины" и "циолковские" в пионерских галстуках испытывали свои ракеты на дачных участках. В ВДНХ в павильон "Космос" было не протолкнуться.
На следующий год вышло продолжение -
"Отроки во Вселенной"
Картина стала необыкновенным подарком для отроков Страны Советов
и их родителей. Чего уж греха таить, первый фильм смотрели не только октябрята и пионеры, но их папы-мамы-бабушки-дедушки.
Обе картины в стиле научно-популярной фантастики стали культовыми
в первый же день своего выхода на экраны кинотеатров.
Хотя фильм "Москва-Кассиопея" чуть было не положили на полку -
на предпоказе ленинградским писателям-фантастам показалось, что привнесённый в картину юмор несколько оскорбляет серьёзность жанра.
И всё же наверху дали "добро", ведь фильм был заявлен как детский,
а потому юмор для этой категории зрителей допускался.
* * *
Итак, я сидела в кинотеатре и рыдала крокодильими слезами, что мне всего десять лет, и меня не возьмут в экипаж космического корабля "ЗАРЯ" (Звездолёта Аннигилляционного Релятивистского Ядерного).
Думаете, я одна рыдала в тёмном зале? Половина зрителей шмыгало носами, растирая слёзы и сопли по щекам. Более старшие школьники крепились. Им было по 13-14. А что сказал командир "Зари" Виктор Середа, когда отмечали день рождения его друга Паши Козелкова?
- Тебе исполнилось четырнадцать, и ты уже взрослый!
А ведь в дилогии о подростках в космосе поднимались многие взрослые проблемы, которые с годами - нет, с десятилетиями - стали только острее.
Например, экология нашей планеты.
За почти полвека со дня выхода первого фильма - горы мусора на суше и целые острова в мировом океане. Добавьте к этому мусор, кружащийся
на околоземной орбите вокруг Земли.
А вот в картине "Москва-Кассиопея" этот вопрос продумали - на борту звездолёта есть специальный отсек "КО", где отходы упаковываются в знакомый с советских времён треугольник для молока, а через сутки уничтожается. Полностью.
Во второй части дилогии "Отроки во Вселенной" роботы захватили планету Шедар (Альфа Кассиопеи). А разве не это происходит сейчас?
Все виды гаджетов заполонили умы людей. Люди перестали общаться.
Нам подменили понятия и ценности, обещая суррогатное счастье, -
смотри! поглощай! не твори! не думай! не переживай!
Эта тема красной строкой проходит в фильме режиссёра Джона Карпентера "Чужие среди нас", 1988 год. Только там намного прямолинейнее призывы, потому что обращены к взрослой части населения:
подчиняйся! потребляй! женись и размножайся!
Люди забыли, когда в последний раз поднимали голову и смотрели
на звёзды. А, может, именно в этот момент к нам летит космический корабль с Альфа Кассиопеи, чтобы спасти нас от нас же самих...
* * *
Вообще-то я не собиралась философствовать и поучать, а всего лишь хотела провести параллели с другими фильмами, снятыми в этом жанре.
Специально просмотрела оба фильма перед написанием статьи, чтобы освежить в памяти все ключевые моменты. Оказалось, что многие моменты дилогии, снятой в 1973-74 гг., встречаются в более поздних голливудских работах.
Ой, только не говорите, что идеи витают в воздухе!
Оба фильма прогремели не только в СССР, но за рубежом. И наверняка кто-то из киношных буржуинов смотрел наши первопроходческие хиты
по космической фантастике.
Сам режиссёр Ричард Викторов не отрицал, что ему хотелось переплюнуть Стэнли Кубрика в эпизоде с показом невесомости.
Помог ему в этом Валерий Павлотос, инженер-конструктор Ялтинской киностудии. Он внимательно посмотрел кадры "Космической одиссеи", где бортпроводница идёт по коридору.
Посмотрел ещё раз.
Ещё.
И "сделал" самого Кубрика, сняв такой же эпизод, но с тремя героями фильма "Москва-Кассиопея", восхитив голливудского режиссёра прекрасным инженерным решением. Зрители смотрели на экран
и верили, что ребята находятся в космосе, где законы гравитации
не властвуют.
Идём дальше
Кто помнит фильм Кристиана Дюгея "Крикуны", снятый им в 1995 году?
Роботы взбунтовались против человека. А чтобы обмануть нас, роботы совершенствуют сами себя - ещё одна схожая параллель, когда герой Ледогорова-старшего рассказывает, что случилось на их родной планете Шедар 250 лет назад.
И предупреждает, что роботы создали "песню", против которой не может устоять ни один живой житель планеты. Поэтому его сын Агапит может попасть в эту ловушку.
В фильме "Крикуны" высокочастотный звук вызывает у человека приступ беспомощности близкой к безумию, и он становится беззащитен перед умными машинами.
Роботы-вершители предлагают безграничное счастье всем живым -
без эмоций, без переживаний, без творчества, без любви. Не это ли предлагали некромонгеры в фильме режиссёра Дэвида Туи "Хроники Риддика"? Фильм был снят в 2004 году.
А эти провода на головах роботов-вершителей?
Они есть и в "Хрониках Риддика" у падальщиков, которые выискивают выживших после нападения некромонгеров, и в "Пятом элементе"
у оперной певицы в синем костюме мисс Плавалагуны, и у других персонажей фантастических фильмов, снятых много позже "Отроков
во Вселенной".
А в последнем эпизоде, когда герои приходят на главную энергетическую станцию и уничтожают её? Сразу пришёл на ум фильм режиссёра Пола Верховена "Вспомнить всё" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, 1990.
Да и роботы восстали против человечества в фильме "Терминатор" Джеймса Кэмеруна тоже с бывшим бодибилдером и - на тот момент - будущим 38-м губернатором штата Калифорния, 1984.
Вот так два часа приятного времяпрепровождения около ноута - и целый ворох воспоминаний.
А вы смотрели "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной"?
Какие фильмы вспомнились вам?
Несколько статей о СССР👇
#шедевры советского кино #голливудские фильмы #фильмы ссср #история советского союза #фильмы для детей
Всегда рада читателям, лайкам
и подписке на мой канал - это вдохновляет!