Швейцария с её географическим положением, статусом и особенностями социально-экономического и политического развития на европейской карте мира уникальна. Тут делают лучшие в мире часы, банки хранят деньги своих клиентов сотнями лет и не делятся информацией с правоохранительными органами. Кроме того, тут великолепная природа, одинаково пригодная для всех активных видов зимнего отдыха, целебный альпийский воздух, а также множество удивительных артефактов древности.
Взять хотя бы местную железную дорогу, чьи маршруты пролегают по отрогам гор или ныряют в жуткие бесконечные тоннели!
Пилатус – самое живописное и таинственное место Швейцарии
К слову, об экстриме в швейцарских Альпах. Начать наш разговор определённо следует с массива Пилатус, части более крупных Эмментальских гор (да, сыр именно отсюда). Великолепные пейзажи, круто заправленные свежим и чистым воздухом гор, служат манком для миллионов туристов.
У них есть три способа подняться на вершину: пешочком, по накатанной дорожке или с помощью зубчатой железки. В этих горах скрывается уникальная и не имеющая аналогов дорога, которая проложена в столь необычных и жутких местах, что невозможно не поразиться самому факту её существования.
Горы Пилатус расположены в десяти километрах от Люцерна, а самую большую вершину, расположенную на высоте 2122 метра над уровнем Средиземного моря, называют Томлисхорн.
Легенды местных связывают её с именем иудейского прокуратора Понтия Пилата, вершившего суд над Иисусом Христом. Якобы этот человек, после того как удавился на осине, был погребён на вершине горного пика, и раз в год он выходит из могилы и смотрит вдаль, обозревая окрестности. Разумеется, это всего лишь легенда, но суеверные власти кантона вплоть до 1904 года запрещали подъём на вершину без специального разрешения.
Изобретение зубчатой железной дороги Эдуардом Лохером
В конце XIX столетия, когда человек перестал опасаться обитающего на вершине духа, но разрешение всё ещё было необходимо получать, учёные принялись за изучение вершины, а путешественники стали предпринимать робкие попытки восхождений с туристическими целями.
Туризм в ту пору был удовольствием не из дешёвых, поэтому очень скоро возникла необходимость обеспечить элитным гостям более комфортное восхождение. Первым решением стала канатная дорога, хотя вскоре местный инженер и конструктор Эдвард Лохер (или Локер) придумал сделать железную дорогу, которая смогла бы обеспечить подъём на невероятные высоты. Правда, его сочли сумасшедшим, а проект невероятным и неправдоподобным.
А он сделал, применив горизонтальное зубчатое колесо и балку, также снабжённую зубчиками – она была проложена между рельсами. В 1889 году это передовое изобретение даже было представлено на всемирной выставке во французской столице.
Важнейшим отличием от обычной дороги стала зубчатая рейка: поезд ехал за счёт того, что был оборудован дополнительными зубчатыми колесами, которые и обеспечивали сцепление на подъёмах и спусках, что при обычном способе было бы чревато падением.
Строительство железной дороги, ведущей на вершину «Запретной горы»
Несмотря на скепсис в отношении инициативы Лохера, местные кантональные власти приняли решение сделать этот необычайный аттракцион, тем более что туристические потоки росли из года в год. В 1888 году постройка началась: для работ наняли итальянских рабочих, которым до того пришлось строить тоннель в Сен-Готарде. Почти пять километров полотна было проложено в рекордно короткие 400 дней.
В июне 1989-го года по Пилатусбану был отправлен первый поезд. В первые полгода функционирования дороги, несмотря на высокую цену билетов (она была эквивалентна недельному заработку рабочего с высокой квалификацией), новейшим маршрутом воспользовались 38 тысяч человек. Дальше было только лучше, потоки росли день ото дня.
Построенная более 130 лет назад дорога функционирует и по сей день. В 1937 году она на короткий срок была остановлена для модернизации и электрификации, заодно, чтобы два раза не ходить, поменяли вагоны и поезда. С тех пор, кстати, это стало невозможным – ни один завод в стране более не делает такие вагоны, поэтому при транспортном предприятии созданы мастерские, осуществляющие перманентный ремонт.
Крутой маршрут
Для покорения высочайшей вершины Пилатуса по железке вам нужно будет отправиться в деревню Альпнахштадт на Люцернском озере, что послужит отправной точкой этого предельно экстремального маршрута.
Первая треть пути созерцательна: мимо проносятся луга Альп, голубые озёра и сосновые леса, поражающие сногсшибательными запахами смол и хвои. Однако по мере приближения к вершине окна обычно закрываются – даже летом – а пассажиры начинают опасливо жаться к проходу, так как мимо них на весьма высокой скорости пронесутся обрывы, острые как игла скалы, а в конце будет ждать узкий тоннель, вырубленный в камне.
Смелым путешественникам будет нужно от получаса до 45 минут, чтобы вознестись на вершину, пока мимо проносятся сменяющие друг друга виды. Там, наверху, помимо конечной станции этой железной дороги, есть колоссальная смотровая площадка с великолепными видами, гостиница, несколько кафе и ресторанов.
Разумеется, можно приобрести и сувенирную продукцию, причём наверху есть вещицы, которые предусмотрительные и хитрые обитатели гор не продают в магазинчиках у подножья.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Пока закрыт Шенген: что посмотреть в Турции, если скучаешь по Европе?
✅ Самые интересные музеи Москвы: от битвы при Бородино до законов физики
✅ Лучше гор могут быть только горы. Самые необычные горные пики планеты