В одной многодетной семьей рос мальчик по имени Антон. Он учился в гимназии, пел в хоре и очень любил театр. Потом Антон решил выучиться на медика и поступил в медицинский. Юноша писал рассказы и пьесы, но не считал это своим даром, для него это была возможность подзаработать. Он публиковал свои очерки и фельетоны под десятками псевдонимов, боялся чистого листа и был чрезвычайно скромен. Он страдал синдромом самозванца, даже когда стал известным писателем и весь мир узнал его фамилию — Чехов.
Синдром самозванца — это психологический блок, когда человек обесценивает свои таланты и достижения. Думаю, у каждого есть знакомый, который очень классно шьет/делает торты/фотографирует, но считает это никому не нужным, ведь он-то не профессионал... А вот остальные ого-го! Поэтому такой человек стесняется брать хорошую цену за свою работу, очень легко соглашается с замечаниями, только находя подтверждение в своей «некомпетентности». Как будто он занимает чужое место, постоянно ожидая, что вот скоро придет настоящий профи, а его с позором выгонят.
Многие говорят, что только опыт спасает от этого не самого приятного ощущения. Раньше я была копирайтером-журналистом, потом стала главредом, но чувство, что я недостаточно хороша, не ушло.
А еще противно, что оно реально мешало работе. Над каждым текстом и решением приходилось долго сидеть, выискивая какой-то провал и заранее посыпая голову пеплом.
Это сильно опустошало меня. Творческая работа и так требовала огромной самоотдачи в плане энергии, а самоедство еще больше лишало сил. Поэтому я начала над собой работу. Не могу сказать, что я полностью избавилась от внутреннего критика, но я научилась с ним договариваться. Теперь я обучаю этому своих авторов.
Как избавиться от синдрома самозванца?
Как минимум, вылезти из своей башни из слоновой кости. Творческие люди частенько любят там окопаться и представлять, что за ее пределами ходят чудища, готовые раскромсать за каждую ошибку, неверный кадр или непропеченный слой «Наполеона».
На самом деле там ходят такие же люди, коллеги, заказчики. Они тоже боятся попасть впросак, а еще чаще хотят сэкономить, самоутвердиться или просто по возможности скинуть ответственность. То, что они говорят, вообще не показатель реальной оценки работы. Кстати, не люблю слово оценка, поскольку творчество в любом проявлении весьма субъективно.
Но вернемся к тем «чудищам». Представим 10 человек, которые высказывают «фи» (или «ого») . Один-два — это руководители, начальники, заказчики, которые компетентны в этом вопросе. Они могут реально видеть косяки, а более того, это их обязанность — видеть их. К такому мнению можно прислушаться. Еще пара — люди, которые в теме (например, коллеги), но не обязательно компетентнее вас. Их высказывания могут и помочь, и не помочь в вашем росте. Остальные — мимопроходилы, которым иногда лишь бы ляпнуть, ведь сами они не умеют создавать, а вот критика для них — отдушина.
Осенью я писала текст для сайта одного женского курса. Заказчица сначала одобрила текст, а на следующий день сказала, что он никудышный. Я очень расстроилась, это было действительно неприятно. Потом я спросила, почему, ведь текст соответствовал техзаданию . После долгих пререканий выяснилось, что заказчице неожиданно стало жалко платить, когда она увидела итоговую работу. Поэтому она начала «переобуваться» на ходу, выставляя новые требования. Она сначала одобряла, а потом требовала поменять абсолютно все — текст, изображения, дизайн сайта, даже язык программирования. Я спросила себя: почему я должна брать вину за это на себя?
Это не означает, что любое проявление недовольства нужно рассматривать как нападение. Иногда ошибка видна только со стороны, и если ее разглядеть, взгляд со стороны только улучшает конечный результат.
Еще одно хорошее лекарство от синдрома самозванца — найти соратников по интересам. Сообщество профи или любителей, которые горят тем же делом, это настоящие люди, которые тоже помогут вернуться к реальности, дать толчок к развитию, получить компетентный отклик.
Третий действенный рецепт — признать себя обычным человеком. У нас часто живет в головах стереотип, что творец — это как минимум гений, а остальные дилетанты, которым нечего лезть к высокому. На деле это не часто не так. Поэтому примите мысль, что вам не нужно быть сверхчеловеком — отпускает практически сразу, говорю на собственном опыте.