Введение:
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой личностью эффективных стратегий преодоления ситуаций, связанных с неопределенностью, различными стрессовыми ситуациями. Процессы преодоления человеком трудных жизненных событий в психологической науке принято обозначать как совладающие, адаптивное поведение или копинг-поведение.
Копинг: основные функции и способы совладания. Когнитивная оценка и активность
Работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. В работе немецких авторов используется термин (преодоление). Отечественные исследователи понятие "Копинг-поведение" интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает ин-дивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовымси ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.
Понятие "копинг" интерпретируется по разному в разных психологических школах.
- Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются за-щитные механизмы, способствующие пассивной адаптации.
- Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые си-туации.
А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.
1. Копинг, нацеленный на оценку - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.
2. Копинг, нацеленный на проблему - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.
3. Копинг, нацеленный на эмоции - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равнове-сие.
В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, кото-рый определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами.
Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, кото-рое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.
По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:
1. Регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
2. Управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).
Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.
Когнитивное оценивание — процесс восприятия и интерпретации субъектом тех или иных обстоятельств
Когнитивная активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания.
Выделяются два вида когнитивной активности — первичная и вторичная оценка.
· Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.
· Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации.
Компоненты копин процесса и копинг поведение в стрессовой ситуации
А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности .
Можно выделить пять компонентов копинг-процесса.
1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.
2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.
3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.
4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.
5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности.
Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов Фолькмана и Лазаруса, связан с попытками человека улучшить отношения "человек-среда" путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий.
Данная классификация, по мнению Фолькман и Лазарус, не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга - т.е. процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.
Интересной на мой взгляд представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь Кавер и его сотрудники. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации.
К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие:
1. "активный копинг" - активные действия по устранению источника стресса;
2. "планирование" - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;
3. "поиск активной общественной поддержки" - поиск помощи, совета у своего социального окружения;
4. "положительное истолкование и рост" - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;
5. "принятие" - признание реальности ситуации
Другой блок копинг-стратегий. К таким стратегиям совладания относятся:
1. "поиск эмоциональной общественной поддержки" - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;
2. "подавление конкурирующей деятельности" - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;
3. "сдерживание" - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации
Третью группу копинг-стратегий составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней. Это такие приемы преодоления как:
1. "фокус на эмоциях и их выражение" - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;
2. "отрицание" - отрицание стрессового события;
3. "ментальное отстранение" - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;
4. "поведенческое отстранение" - отказ от разрешения ситуации .
5. Отдельно Кавер выделяет такие копинг-стратегии как "обращение к религии", "использование алкоголя и наркотиков", а также "юмор".
Приведенная выше классификация копинг-стратегий не означает то, что человек использует какую-то одну из них. В той или иной ситуации личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации, т.е. существуют паттерны копинга.
Заключение
В заключении важно отметить, что различные стрессовые ситуации, неопределенность события для человека может являться следствием как объективно заданных параметров ситуации (ее изменчивость и высокая динамика), так и его субъективной интерпретации, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении данного типа жизненных событий.
На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни.