Найти в Дзене
News International

Почему Китай не поставит на кон свою экономику, чтобы спасти Путина

Оглавление

Гонконг (CNN Business)У России есть один очевидный союзник, к которому можно обратиться, поскольку геополитические искры летят вместе с Западом из-за Украины .

За стеной: отношения между китайским Си и российским Путиным растут, поскольку оба стремятся разрушить западные ценности, включая демократию и свободу
За стеной: отношения между китайским Си и российским Путиным растут, поскольку оба стремятся разрушить западные ценности, включая демократию и свободу

Но не ожидайте, что Китай предложит своему северному соседу нечто большее, чем слова поддержки, если Соединенные Штаты и Европа продолжат угрожать экономике России, если Москва начнет вторжение в Украину. Дипломатические и военные связи Пекина с Москвой могут быть прочными, но его экономические связи гораздо сложнее.

Президент России Владимир Путин встретился со своим китайским коллегой Си Цзиньпином в пятницу, когда стартовали зимние Олимпийские игры в Пекине. Кремль охарактеризовал встречу как теплую и конструктивную, и лидеры договорились углубить свое сотрудничество, согласно сообщению, опубликованному китайским государственным информационным агентством Синьхуа. Российский нефтяной гигант «Роснефть» заявил, что согласился увеличить поставки в Китай в течение следующего десятилетия.

«Работая вместе, мы сможем добиться стабильного экономического роста... и вместе противостоять сегодняшним рискам и вызовам», — написал Путин в статье, опубликованной в четверг агентством Синьхуа.

Эти риски могут быть огромными, если Россия вторгнется в Украину. Москва отрицает, что у нее есть какие-либо намерения сделать это.

Но американские законодатели угрожают применить к России то, что они называют « матерью всех санкций », если она перейдет красную черту. Европейские лидеры также готовят меры наказания, выходящие далеко за пределы ограничений, наложенных на Россию , когда она аннексировала Крым в 2014 году.

Китай, у которого есть собственные трения с Западом, уже выразил дипломатическую поддержку своему союзнику. В совместном заявлении, опубликованном в пятницу после встречи, Си и Путин заявили, что обе стороны выступают против «дальнейшего расширения НАТО». Россия опасается, что Украина может присоединиться к альянсу.

«Си почти наверняка считает, что в поддержке России есть стратегический интерес», — сказал Крейг Синглтон, старший научный сотрудник по Китаю в базирующемся в округе Колумбия Фонде защиты демократий. Он указал, что Китай «остается в постоянных ссорах» с Соединенными Штатами.

По словам Александра Габуева, старшего научного сотрудника и председателя Азиатско-Тихоокеанской программы Московского центра Карнеги, уже есть некоторые свидетельства того, что напряженность в отношениях с Западом углубила сотрудничество между Китаем и Россией. Он сослался на сделки с оружием, совместную разработку оружия и «увеличение числа совместных учений» между двумя державами.

Но неясно, насколько это затронет более глубокое экономическое сотрудничество перед лицом жестких санкций. Россия сильно зависит от Китая в торговле, но не наоборот. А китайская экономика уже находится в шатком положении, что дает Си меньше стимула связывать состояние своей страны с состоянием Москвы в случае военного кризиса.

Президент России Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин позируют во время встречи в Пекине в пятницу.
Президент России Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин позируют во время встречи в Пекине в пятницу.

«Для Путина было бы «победой», если бы Си просто придерживался заявленного Китаем стремления к дипломатическому урегулированию кризиса, поскольку это подразумевает, что недовольство Путина законно», — сказал Синглтон. «Кроме того, Китаю может быть трудно по-настоящему углубить свои экономические связи с Россией, по крайней мере, в ближайшее время».

России нужен Китай для торговли. У Китая другие приоритеты

Согласно расчетам CNN Business, основанным на данных Всемирной торговой организации за 2020 год и данных китайской таможни , Китай является торговым партнером №1 России, на долю которого приходится 16% стоимости ее внешней торговли . Но для Китая Россия имеет гораздо меньшее значение : торговля между двумя странами составляет всего 2% от общего объема торговли Китая. Европейский Союз и Соединенные Штаты имеют гораздо большие доли.

«Пекин должен быть очень осторожным, не ввязываясь в конфликт между НАТО и Россией из-за Украины», — сказал Алекс Капри, научный сотрудник Фонда Хинриха. «Нынешние экономические связи Китая с Россией, в том числе его потребности в энергии, не гарантируют, что Пекин рискует еще больше оттолкнуть и отреагировать на него со стороны Вашингтона и его союзников. Это может аукнуться Пекином позже».

Западные власти знают, что ставки высоки и для Китая. В прошлом месяце госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил Пекин, что вторжение в Украину создаст «глобальные риски для безопасности и экономики», которые также могут повредить Китаю.

Экономика Китая уже испытывает трудности, что может затруднить для Пекина углубление связей с Москвой или даже выполнение уже данных им обещаний, таких как недавнее соглашение об увеличении товарооборота между Китаем и Россией до 200 миллиардов долларов к 2024 году, примерно 50 миллиардов долларов в год. год больше, чем сейчас.

Международный валютный фонд ожидает, что экономика Китая вырастет всего на 4,8% в этом году по сравнению с 8% в 2021 году. Кризис на рынке недвижимости и снижение потребительских расходов замедляют темпы роста.

Синглтон сказал, что эскалация кризиса в Украине «почти наверняка потрясет» рынки энергоносителей и металлов, что сильно ударит по мировой экономике. Такая чрезвычайная ситуация в сочетании со строгой политикой Китая по борьбе с коронавирусом «может ускорить и без того быстрый экономический спад в Китае».

У помощи Пекина есть пределы

По словам Капри из Фонда Хинриха, прочные отношения с Китаем, скорее всего, лишь смягчат, а не нейтрализуют воздействие западных санкций на Россию.

И есть некоторые проблемы, с которыми Китай вообще не может помочь, добавил он.

Возьмем, к примеру, « ядерный вариант », который может разрушить российскую экономику. Запад может удалить страну из SWIFT, сети с высоким уровнем безопасности, которая соединяет тысячи финансовых учреждений по всему миру. Это может отрезать Россию от мировой банковской системы.

Китайский юань «далек от того, чтобы быть достаточно интернационализированным, чтобы конкурировать с долларом США», — сказал Капри, отметив, что доллар играет решающую роль как в SWIFT, так и в торговле такими товарами, как нефть и газ, «жизненная сила российской экономики». экономика».

Аналитики Eurasia Group написали в отчете на прошлой неделе, что Пекин мог бы удвоить усилия по созданию платежной системы, деноминированной в юанях, что могло бы позволить ему более свободно вести дела со странами, в отношении которых введены санкции Запада,
без использования долларов или евро.

Несмотря на это, писали они, компании как в Китае, так и в России «по-прежнему предпочитают проводить торговлю в свободно конвертируемой валюте», а это означает, что любые усилия по уменьшению влияния Запада будут «скорее желательными, чем реальными».

Новейшая история не в пользу России. После того, как Россия вторглась в Крым и аннексировала его в 2014 году, страна обратилась за поддержкой к Китаю, поскольку на нее наложили экономические санкции.

И хотя Пекин публично выступал против этих наказаний и обещал активизировать экономические связи , его усилий оказалось недостаточно, чтобы компенсировать проблемы России.

Согласно официальной статистике Китая, товарооборот между Россией и Китаем в 2015 году упал на 29% по сравнению с предыдущим годом. Пострадали и прямые китайские инвестиции в Россию .

А российские банкиры жаловались, что китайские банки неохотно ведут с ними дела, чтобы не нарушать санкции, согласно статье 2015 года, написанной Юрием Соловьевым, заместителем президента банка ВТБ, крупного российского финансового учреждения.

«Китай является старшим партнером в двусторонних отношениях», — написали аналитики Eurasia Group в своем недавнем отчете, отметив, что его экономика примерно в девять раз больше российской. «Вполне вероятно, что Пекин хочет изменить расчеты Москвы в свою пользу».