Многи до сих пор помнят эти советские автобусы. И каждый раз, когда они подъезжали к остановке общественного транспорта с характерным звоном, то эти странные ручки на "морде" кабины были первыми, что выделяло ЛиАЗ 677 из числа остальных автобусов.
Некоторые думали, что если потянуть за них и упереться ногой в бампер, то весь двигатель целиком выкатится через открывающийся капот для ремонта. Но разумеется, это было не так. Двигатель у этого автобуса не выкатывался. Да и вообще, эти ручки ничего не открывали.
Тогда зачем они вообще были нужны?
При ближайшем рассмотрении становится понятно, что никаких лючков для этих ручек на кабине автобуса нет. Они даже без кнопок, просто прикручены. Может быть для красоты?
Что же касается других советских автобусов, то подобных ручек на передках их кабин не было. Но зато, если присмотреться, то можно было найти одну ручку, которая тоже ничего не открывала и никуда не вела.
И эта ручка крепилась на стойке лобового стекла. Взять к примеру ЛАЗ 695. У него лобовое стекло состоит из двух частей, и они соединены центральной стойкой. Вот как раз к ней и прикручена одна ручка.
У ЛиАЗа же на этой стойке ручки нет. А всё потому, что есть две по бокам.
То же самое касается и другой модели ЛАЗа, который городской 4202. У него также всего лишь одна ручка на стойке между лобовыми стёклами.
И если присмотреться то на бамперах всех упомянутых автобусов есть специальные резиновые выступы, на которые водитель мог становиться. Соответственно ему нужно было за что-то держаться руками. И как раз для этого нужна была ручка по центру. У ЛиАЗа же их было две по бокам, потому что дизайнеры посчитали, что так будет красивее.
Необходимость лезть на бампер у водителя могла возникнуть в том случае, если например примёрзли дворники. Или если нужно было протереть стёкла указателей маршрута и стекло указателя номера, которое между ними. Иногда они пачкались, дворников там нет, и водителям приходилось протирать их вручную. Не иначе как залезть на бампер, этого сделать было нельзя. Для того и нужны выступы на бампере и вспомогательные ручки.
То же самое можно увидеть и на венгерских автобусах Икарус. Здесь лобовые стёкла соединены алюминиевым кантом, к которому прикручена такая же ручка, что и на советских автобусах.
Более того, на троллейбусах ЗиУ тоже была такая ручка и "клыки" на бампере. Так что ЛиАЗ со своими двумя хромированными ручками в какой-то степени был уникальным.
Однако эти характерные особенности советского общественного транспорта ушли в прошлое навсегда. На современных электробусах нет ни ручек, ни бампера как такового, ни выступов на нём. Лобовое стекло вообще цельное без соединительной стойки по центру.
Всё это говорит о том, что водитель не может залезть на бампер и что-то поправить на кабине или почистить. Потому что этим должны заниматься специалисты в депо на специальном оборудовании, а не водители, находясь на маршруте.