Современный Китай-это очень амбициозное государство. Обладая развитой промышленностью, огромным человеческим и финансовым капиталом, Китай пытается заявить о себе во всех сферах экономики.
При этом, китайцы не стесняются воровать технологии, копировать образцы или, в крайнем случае, создавать технику с широким использованием импортных комплектующих.
Так, в 2008 году было заявлено о начале работ по созданию самолета в самой конкурентной нише - среднемагистральных пассажирских самолетов.
Китайская компания COMAC спроектировала такой самолет в разумные сроки и присвоила ему наименование С919.
По планам, начало коммерческой эксплуатации самолетов этого типа планировалось на 2016 год. Но наличие технических проблем, а также противодействие со стороны США, проект затормозило.
С919 был спроектирован с использованием значительно доли импортных комплектующих от мировых производителей авиационных компонентов: Parker aerospace, Honeywell, Leibherr, Rockwell Collins и др.
Двигатель LEAP-1C совместного американо-французского предприятия CFM International. Такой же, но другой модификации, ставится на самолеты главных конкурентов: Boeing 737 MAX и Airbus A320 neo.
Китай достаточно закрытая страна, поэтому сложно понять, что является главной причиной задержки проекта. Но известно, что поставки комплектующих из США идут с большим трудом, что не удивительно, т.к. между Китаем и США уже некоторое время идет торговая война. Также есть информация, что необходимые лётные испытания проведены примерно на половину. Поэтому получение сертификата и поставки перенесены на конец 2022 года.
Интересно, что российский МС-21 успел получить сертификат в этом году и, более того, изготовлен и взлетел первый серийный борт.
Достаточно активно проходят испытания МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Есть информация, что на первый опытный борт тоже переделывают под ПД-14, чтобы ускорить испытания.
Показательно, что и Китай в свою очередь пытается снизить риски от сложностей в поставках из США и проектирует свой двигатель на замену LEAP-1. Но программа развивается достаточно медленно и до серийных экземпляров там пока очень далеко.
По большому счету, между МС-21 и С919 нет серьезной конкуренции. Оба проекта ориентированы на свои внутренние рынки. Заказы на эти самолеты и в России и в Китае идут от лизинговых компаний с госучастием. Планы по экспорту не озвучиваются обеими сторонами, объем заказов от местных компаний у обоих проектов позволяет загрузить производства на много лет вперед. Реальная конкуренция есть с самолетами Boeing и Airbus в авиакомпаниях своих стран. При этом стоит понимать, что переход на отечественную технику автоматически означает огромные денежные вливания в авиапром, что для Китая не является проблемой. А вот в ситуации с российским бюджетом я не так уверен. Зато технически российский проект развивается явно успешнее.
Кроме того, стоит отметить, что в Китае располагаются сборочные производства Boeing и Airbus. В 2020 году Airbus China отрапортовала о сборке 500-ого самолета семейства А320. Также своё производство в Китае разместила компания Honeywell, что позволит ей избежать сложностей с поставками. В общем, борьба за китайский рынок идет нешуточная. По прогнозам потребность составит 7700 бортов за ближайшие 20 лет.
Ну а мы пожелаем Иркуту поставить в следующем году четыре серийных МС-21 в авиакомпанию "Россия" и будем дальше наблюдать, как развиваются проекты МС-21 и С919.