Одно из основных противопоставлений русской литературы: казалось – оказалось. Когда читателю, герою или автору кажется, что кто-то или что-то представляет собой одно, а на деле оказывается совсем другим. Это противопоставление лежит в основе многих русских романов, оно же присутствует и в нашей действительности.
Соцсети, видеоканалы, прямые эфиры – каждый день появляются новые возможности продвинуть себя. Каждый получил свои «пятнадцать минут славы», обещанные Энди Уорхоллом.
Он сказал в своё время – «Когда я купил свой первый телевизор, то перестал волноваться о том, чтобы завести близкие отношения». А ведь это было до появления интернета.
Перефразируя Уорхолла, можно сказать – когда вы завели аккаунт в «Инстаграмм», то перестали нуждаться в каких-либо отношениях. Так, некоторые инстаблогеры достигли небывалых высот создании сотен и тысяч изображений себя. Средняя инстаблогерша переплюнула Альбрехта Дюрера, написавшего более 50 автопортретов,
и даже Рембрандта, на картинах которого его изображение встречается более 9 раз.
Кстати, «Фейсбук» изначально был создан ради забавы, как игра. Цукерберг с приятелями по комнате студенческого общежития Гарварда создали внутриуниверситетскую страницу, чтобы можно было сравнивать попарно студенток, отдавая предпочтение одной из них.
Цифровая репутация стала управлять поведением человека. В некоторых случаях перекос настолько сильный, что реальная жизнь рассматривается как досадный атавизм. Посмотрите на типичного подростка – он постоянно смотрит на экран своего смартфона. Окружающая действительность проиграла сражение с виртуальной вселенной за его внимание.
Быть или казаться? Дилемма давно устарела. Конечно, казаться. Деньги теперь можно делать даже не из воздуха, а из цифры – субстанции, всё меньше нуждающейся в материальной основе. Деньги ринулись в виртуальную реальность, обретя новый объект вожделения – криптовалюты.
Аналоговый же мир стремительно деградирует – надёжность и срок службы товаров с каждым годом уменьшаются. Теперь никто, даже потребители, не заинтересованы, чтобы вещь прослужила человеку верой и правдой всю жизнь.
На разного рода мероприятиях порою слышишь – «не важно, как прошло событие, важно, как о нём будет написано в соцсетях». Но за всё надо платить. Инстаблогерша платит тоской и одиночеством за свой виртуальный образ. Компании, создающие фейковые продукты, платят быстрым уходом с рынка. Люди, чересчур озабоченные продвижением себя в соцсетях, получают разочарование других при личном контакте. Все мы переживаем фрустрацию от переизбытка информации и чрезмерного выбора. 3000 коммерческих предложений получает в день в среднем современный горожанин.
Главный дефицит сегодня – это правда и правдивость. И тот, кто предложит это другим, несомненно будет в выигрыше.
#отношения #виртуальная реальность #интернет