Найти тему

Главный полицай Левобережной Украины #2

Оглавление

Так просто не бывает! 22 июня 1941 года Константин Добровольский встретил простым штатским человеком. За следующие полгода он побывал в роли добровольца, капитана Красной Армии, военнопленного, водителя при айнзатцгруппе, палача, начальника окружной полиции, Начальника полиции Левобережья (сам себя так называл) и подозреваемого по делу о присвоении золота казненных. Остап Бендер какой-то. Только вместо обаяния была просто фантастическая жестокость.

Новый 1942 год сулил Константину Августиновичу очередные перевоплощения.

Хозяин земель черниговских

В конце 1941 года К.А. Добровольский уже чувствовал себя на малой Родине полновластным хозяином. Своей штаб-квартирой он сделал поселок Сосница Черниговской области. Его подручные контролировали изрядный кусок Черниговщины и активно занимались насаждением "нового порядка". Немецкий контроль за деятельностью этих отрядов местной полиции был минимальным.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Эту истину подтвердил и К.А. Добровольский. Долгие годы он находился под гнетом строгих законов, правил и норм поведения. И жил жизнью обычного политзаключенного и плановика. А вот с момента назначения начальником полиции он изменился разительно.

Теперь его сопровождали минимум 2-3 вооруженных полицая. Сам Добровольский с оружием тоже не расставался. В дальние поездки мог собрать для своего эскорта вполне внушительный отряд.

Единственное, что осталось неизменным - бешеная энергия и ненависть к большевикам.

Жители подконтрольных районов до дрожи боялись новое начальство. Расстрелять человека для К.А. Добровольского было делом обыденным. К сожалению, никакого учета казненных не велось, поэтому оценить размах репрессий мы можем только приблизительно и по косвенным признакам.

Например, партизаны в своей листовке утверждали, что только в Корюковке К.А. Добровольский казнил 500 человек коммунистов и комсомольцев.

Продолжались преследования евреев, а также всех, кто вызывал подозрение в симпатии к старой власти. Отличительной особенностью начальника полиции было желание не просто уничтожить неугодных, а еще и истребить членов их семей.

На Ковпака!

В конце 1941 года на территории Черниговщины начинают действовать части венгерской армии. И вот тут К.А. Добровольский проявляет очень яркую черту своего характера: умение привлекать покровителей. Он быстро располагает к себе "мадьярских" офицеров. Заводит обширные знакомства и среди немецких офицеров, которые служили в комендатурах.

Это поразительно, но К.А. Добровольский буквально после нескольких встреч объявляет тех или иных людей своими друзьями. Представители новой власти сначала косо смотрели на нового "друга", но вскоре убедились в его лояльности. Все чаще отряды полиции численностью 100-200 человек сопровождают роты и батальоны венгерских войск.

Сам К.А. Добровольский не отсиживается в комендатурах. Нет. Он рвется доказать свою преданность, а заодно безжалостно истребляет подпольщиков и партизан. Узнав о появлении нового партизанского отряда, он зачастую лично выезжает "со своими хлопцами" на облаву.

Зимой 1941-1942 гг. отряды полиции действовали настолько энергично, что имя К.А. Добровольского уже мелькает на совещании, которое проводили немецкие и венгерские генералы. Человек, который был простым военнопленным в августе 1941 года, в начале февраля 1942 года стал известен командующему тыловым районом группы армий "Юг".