Найти в Дзене
оксана спиридонова

Крамской И. Н. – писарь, бунтарь, передвижник – Выдающийся Художник

С раннего детства я помнила картину "Неизвестная", она украшала кабинет моего дедушки. Кто автор этой картины, я не задавалась этим вопросом, просто, любовалась красотой молодой женщины на фоне городского пейзажа. Потом, со временем, я узнала, что это Крамской Иван Николаевич. Особого интереса я к нему не проявила, интересовалась больше творчеством Брюллова К.П., Репина И.Е., Айвазовского И.К. Но как-то мне на глаза попался атлас с картинами передвижников, где представлены лучшие работы русских художников, в том числе и Крамского. С тех пор у меня проснулся интерес к этому выдающемуся художнику, человеку, мужу и отцу семейства. А теперь, дорогой мой читатель, я хочу рассказать о судьбе и творчестве Крамского Ивана Николаевича. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году Воронежской губернии. С детства он отличался прекрасными способностями, а в 12 лет окончил Острогожске уездное училище с отличными отметками. В тот же год умер его отец, писарь Острогожской думы, и чтобы прокормить

С раннего детства я помнила картину "Неизвестная", она украшала кабинет моего дедушки. Кто автор этой картины, я не задавалась этим вопросом, просто, любовалась красотой молодой женщины на фоне городского пейзажа. Потом, со временем, я узнала, что это Крамской Иван Николаевич. Особого интереса я к нему не проявила, интересовалась больше творчеством Брюллова К.П., Репина И.Е., Айвазовского И.К. Но как-то мне на глаза попался атлас с картинами передвижников, где представлены лучшие работы русских художников, в том числе и Крамского. С тех пор у меня проснулся интерес к этому выдающемуся художнику, человеку, мужу и отцу семейства. А теперь, дорогой мой читатель, я хочу рассказать о судьбе и творчестве Крамского Ивана Николаевича.

Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году Воронежской губернии. С детства он отличался прекрасными способностями, а в 12 лет окончил Острогожске уездное училище с отличными отметками.

В тот же год умер его отец, писарь Острогожской думы, и чтобы прокормить себя и близких, будучи подростком, Иван Николаевич заменил отца на его месте. Вспоминая детство, он постоянно шутил, что работа писарем позволила «упражняться в каллиграфии».

Взято из Интернета
Взято из Интернета

Одновременно с работай, Крамской учился рисовать, обучился ретуши фотографий с помощью акварели. Кроме того, в пятнадцать лет он поступил учеником к иконописцу и провел у него в мастерской около года.

В 1853 Крамской со своим товарищем фотографом Данилевским уезжает из родного города. В последующие три года они объехали половину России и в возрасте двадцати лет, Иван Николаевич оказывается в Санкт-Петербурге. Город сразу покорил его, и Крамской поставил перед собой задачу поступить в художественную Академию.

Не имея никакого художественного образования, он успешно выдерживает экзамены в Санкт-Петербуржскую Академию Художеств.

-3

Шесть лет учебы оказались для студента Крамского очень непростыми. Чтобы заработать на пропитание, он стал ретушёром в первом российском фотоателье, которое открыл художник Андрей Деньер.

Деньер с большим вниманием относился к обработке фотографий, не выносил грубой ретуши, поэтому поручал эту работу молодым художникам. На этом поприще Крамской приобрел определенную известность.

-4

Учеба в Академии тоже была успешной. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль, которая вместе со званием классного художника I-й степени и чином Х класса, давала право на продолжение обучения за границей. К участию в конкурсе допускались только лучшие студенты.

Условия конкурса были очень строгие: сразу после объявления темы художников запирали на сутки в изолированных мастерских, где они должны нарисовать эскиз будущей картины.

Как правило, для конкурса выбирались темы из мифологии. Художникам предложено было создать работу «Пир в Валгалле». Однако, пережившие себя идеи классицизма уже не вдохновляли молодых художников.

-5

Крамской и тринадцать других студентов дважды подавали прошение с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета и ставили под сомнение необходимость изоляции конкурсантов на сутки. Студенты договорились, в случае если им откажут, покинуть стены Академии. Прошения крайне возмутили руководство Академии, и ответа на прошения не последовало.

Четырнадцать конкурсантов покинули Академию, и в последствии это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати».

После исключения из Академии молодые художники образовали Петербуржскую артель художников, просуществовавшую до 1870 года и затем преобразованную в Товарищество передвижных художественных выставок. Их стали называть «Передвижниками». Крамской, являвшийся главным вдохновителем «бунта», был сразу же избран старшиной артели.

-6

В 1871 году состоялась первая выставка Передвижников, она была организована в Санкт-Петербурге. На выставку выбирались только лучшие картины, и неудивительно, что критики отзывались о работах художников самым лестным образом.

В 1862 году Крамской женится на очаровательной женщине, Софье Николаевне. Отношения в семье складывались очень теплые и доверительные. Ей первой он показывал свои работы, у нее спрашивал совета, на нее одну он мог всегда и во всем положиться. Софья Николаевна родила мужу шестерых детей.

Взято из Интернета
Взято из Интернета

Помимо воспитания детей, ведения хозяйства по дому, организаций вечеров-собраний художников и так далее, она была еще и вдохновительницей его творчества. Крамской любил ее писать.

-8
-9
-10

Крамской безумно любил свою семью – жену, детей. И именно благодаря ей на свет появились многие его работы.

Софья Ивановна Крамская, дочь художника, посещая частную женскую гимназию, начала обучаться живописи у своего отца. В 1885 году И. Н. Крамской писал: «Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Она участвовала во многих выставках в России и за границей.

Случилась революция, и жизнь Софьи Ивановны круто изменилась: работала в художественно-репродукционной мастерской при издательстве «Главнаука», художником в Музее антропологии и этнографии, занималась устройством Антирелигиозного музея в Зимнем дворце, иллюстрировала «Историю религий» для издательства «Атеист» в Москве. А 25 декабря 1930 года была арестована за контрреволюционную пропаганду и создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». По приговору 11 апреля 1931 года она получила ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года.

В связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности» дело С. И. Крамской было пересмотрено и 25 марта 1932 года она вернулась в Ленинград, где в 1933 году и умерла.

-11
-12
-13

Портретная живопись

Популярность Крамского-портретиста росла. У него появилось очень много поклонников, в том числе и среди членов императорской фамилии. Крамскому посчастливилось написать портреты многих выдающихся людей или, может быть, посчастливилось им быть написанными таким художником.

Это обеспечило художнику довольно безбедное существование. Всего им создано более 700 полотен в этом жанре.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Евангельская тематика

-22
Голова Христа
Голова Христа
-24
-25
-26

Жанровая живопись

-27

-28

-29

-30

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта 1887 года во время работы над портретом доктора К. А. Раухфуса. Когда он внезапно наклонился и упал, Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.

И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры а Санкт-Петербурге с установкой нового памятника.

Взято из Интернета
Взято из Интернета

Если понравилось, ставьте Лайки и подписывайтесь на мой канал.

Жду ваши пожелания, советы и критику