Во время очередного приступа бессонницы меня посетило желание узнать, что простые люди думают о некоей книге.
Каково же было мое удивление когда путем беглого гуглежа, я установил, что люди вообще о ней не думают, на складах тихонько пылятся последние экземпляры, а половина ссылок вообще на дизель генераторы.
Хорошо, что есть я, чтобы думать за всех, и моя куча прочитанных, странноватых, малоизвестных книг.
Почему бы и не черкануть пару слов.
Главное, чтобы
а)книга имела хоть какую-то литературную ценность (хотя бы для меня)
б)99 процентов людей понятия не имели о ее существовании
Ну или ни один из этих критериев, че хочу, то и делаю. В общем наслаждайтесь.
Зачем вообще читать книгу с такой эпилепсия-френдли обложкой? Ну, для меня в то беззаботное время, когда я был завсегдатаем местной библиотеки, такого вопроса не стояло.
Лёгкое(?), юмористическое(?) приключение(?) зашло на ура. Через много лет однако появилось смутное чувство незаконченности и перечитав роман ещё раз, был приятно удивлен достаточно глубоким подтекстом, который не то чтобы проглядывает где-то там между строк, а вполне себе ощутимо, местами, хлопает тебя по лбу: "Чувак, ну ты чего, для кого тут столько понамешано?". Что ж, и то, и то аой.
Понамешано действительно много. Начиная от попаданцев (тогда это ещё не было ругательным словом) и классического пути героя (когда-нибудь я прочту Джозефа Кэмпбэлла, а пока ограничусь пересказом от Оксимирона) и заканчивая даже... Хотя лучше всё таки по порядку.
Главный герой просыпается с похмелья и решительными шагами идёт к своей маленькой, максимально приземленной и личной цели. С первый страниц демонстрируется авторское увлечение восточной культурой и любовь к роялям в кустах. А ещё (и лично меня это всегда подкупает) слегка хаотичное и непонятное устройство этого мира, объясняемое не ленью или небрежностью, а скорее нарочитой атмосферой сна. Когда ты послушно киваешь в такт происходящим событиям, логика повествования не вызывает подозрений, ровно до тех пор пока не захлопнешь книгу или не оторвешь голову от подушки с мыслью, а что это сейчас вообще было? Хотя может и впрямь просто лентяй. И то, и то аой.
Сказочка идёт своим ходом, к герою несмотря на его жадность и самодовольство проникаешься симпатией, так-то парень неплохой, только ссы...(извиняюсь). Единственно всё более мрачный тон повествования и лёгкие(пока ещё) заигрывания с лавкравтовщиной заставляют что-то подозревать. Насилие уже не такое лёгкое и весёлое, умирают персонажи, которые вроде как и не должны, акай начинает властвовать над другими оттенками, появляются странные (мягко говоря) отсылочки, а тьма внутри путника нет-нет да и прорывается наружу.
Всё своим чередом, пока в третьем акте пресловутое чеховское ружьё не стреляет дробью из обеих стволов прямиком в лицо. Тут же из ошметков вырисовывая образ социопата, мучимого тяжёлым детством(какое обесцененное уже словосочетание), одиночеством(судя по паре намёков во многом выбранным неосознанно, но самолично) и готового пойти на всё ради несбыточной цели. Единственное его близкое существо престарелый пёс, последняя ниточка с прошлым, с тем самым прошлым, к которому нет возврата, даже будь ты счастливым обладателем машины времени. И закончилось бы это путешествие освобождённого от мечты человека вполне предсказуемым мрачным финалом, если бы в его судьбу не решил вмешаться кто-то намного более могущественный.
Ещё одно достоинство открытая(?) концовка. Вот герой уже вырос над собой, многому научился и распорядиться приобретённым нравственным капиталом нужно вот прям сейчас. Сдаться и сделать новый виток в бесконечной спирали или...
И то, и другое аой.
По итогу получилось вполне читабельное произведение, достаточно в лоб, но не совсем избито поднимающее тему судьбы, фатализма и ответственности за собственный путь.
Приятный юмор и клиффхэнгеры присутствуют.
Это по большей части трибьют хорошему человеку, которого я не знал, Ивану Владимировичу Магазинникову.
Моему земляку, внесшему какой-никакой вклад не только в литературу, но ещё и весьма весомый в русский геймдев(был такой когда-то да)
Молодому мужику(что такое сорокет), ровно год назад умершему от инсульта. По свидетельствам очевидцев, человеку открытому и положительному, любителю животных, да и разве напишет плохой человек хорошую книгу(это другое!)
Сидишь в свой редкий выходной, почитываешь, улыбаешься немудреным шуткам, лезешь в сеть за продолжением, а продолжения не будет, автор умер буквально пару дней назад. Я не верю в знаки и прочую лабуду, но именно контраст того момента стал одним из толчков, который побудил меня двигаться дальше.
Зачем читать русскую супергероику?
Так так всё, я прошу прощения, сразу не сообразил. Отставьте тазик, глубоко вдохните, сосчитайте до десяти.
Русская супергероика... Да что ж ты будешь делать. Умойтесь, отдышитесь, я подожду, раз вы такие впечатлительные.
Так вот, трудно ждать откровений от представителя жанра нам чуждого(я вас умоляю, вы бы ещё Пересвета вспомнили), особенно когда за океаном его уже успешно выкачивают десятилетиями, а на дворе царит эра спиритического постмодернизма, с выкапыванием на свет божий и переосмыслением/перезапуском всего и вся на свете.
Да потому, что хорошо. И по форме, и по мысли. С необходимой долей жестинки, с юмором, мрачноватым и иногда ниже пояса, с профессиональным подходом наконец(никто и не скрывает для чего и как это написано).
Бывшего квартирного вора, вместе с собранным отовсюду отребьем протаскивают через аномалию с поэтичным названием Жопокрут. Если очень повезёт, то выйдешь оттуда целым, да ещё и со сверхспособностью. Ему разумеется везёт и получив один из самых бесполезных апгрейдов в истории человечества, он в компании таких же фриков отправляется выполнять задания всемогущей Конторы и ее таинственного Шефа.
Звучит ужасно знакомо, не так ли? Но дьявол как всегда в мелочах.
Несмотря на лёгкий тон повествования, в откровенную клоунаду не дают скатиться несколько факторов. Во-первых нотки реализма, проскакивающие там и тут, прозрачно дающие понять, что действие происходит не в пригороде Лос-анджелеса, а во вполне себе наших реалиях, так же как и определенная натуралистичность повествования, которая в этом жанре обычно стыдливо обходится стороной.
Во-вторых персонажи, пусть и не сверхоригинальные, но неплохо прописанные. Да и в принципе сама идея "собрали тех, кого не жалко" придаёт определенный колорит(нет, не как в отряде самоубийц!).
Ну и в третьих сама местная система суперспособностей тоже неплохо продумана. Рпгшная составляющая с прокачкой навыков объясняется очень просто, а каждая способность имеет изъян, не позволяющий в полной мере насладиться силушкой богатырской. Самый крутой боевик организации крайне редко привлекается к операциям, потому что натурально ходит без черепушки(я так и не смог выгнать из головы(ха-ха) образ из одноименного фильма), а бессмертный супер склонен к периодическому самовозгоранию.
Противоборствующая же сторона почти всегда наделена способностями классом выше, что придает огонька повествованию. В довесок правда идёт крайне запущенное психическое здоровье(вот таким косвенным образом раскрывая пресловутую фразу про силу и ответственность).
Из плюсов также можно выделить интригующий сквозной сюжет, оценить который полностью, к сожалению уже никогда не будет возможно.
Ещё добавлю, что я планировал перечитать только первую книгу, но как-то увлёкся и снова прочёл всё серию. Что уже говорит само за себя.