Известно, что в ВВС США во время "холодной войны" существовало особое сверхсекретное подразделение, вооруженное советскими самолетами МиГ. Продолжаем разбираться, как и для чего оно создавалось, и как готовились пилоты в этом подразделении. Первая часть - здесь, вторая часть - здесь.
В середине 70-х годов Египет сменил политическую ориентацию, и начал сотрудничать с США. Быстро договорились о поставках советской военной техники из Египта. В США было отправлено не менее 16 МиГ-21МФ, два МиГ-21У, два Су-20, шесть МиГ-23МС, шесть МиГ-23БН и два вертолета Ми-8. Конечно же, часть МиГ-23 была поставлена в 4477. Отношение к МиГ-23 сразу стало противоречивым: «Допуск к полетам на Flogger [МиГ-23] считался почетным, признанием мастерства, хотя никто из нас летать на нем не хотел». Но при этом американские пилоты отдавали должное скоростным характеристикам МиГ-23, особо их поражало то, что для МиГ-23 ограничение по скорости устанавливалось не из-за максимально возможной тяги двигателя (как для большинства американских самолетов), а из-за возможности разрушения фонаря кабины.
Миг-23 обычно проигрывал американским самолетам в бою 1 на 1, но в бою 2 на 2 можно было использовать преимущество МиГ-23 в скорости. Один из пилотов вспоминал: «В роли жертвы я развернул свой Flogger перед фронтом пары «голубых» (противники «красных орлов» именовались Blue Air). Вираж я выполнял так, чтобы они меня наблюдали, но не могли обстреливать. Затем «сложил» крыло и включил форсаж — пусть догоняют, а на них «свалится» Пако (Гейслер) на своем МиГ-21. Я был ложной целью, однако не опасался быть сбитым. МиГ-23 очень быстро набирал скорость 1700 км/ч. ... Мы открыли глаза многим парням с F-15 на скоростные качества МиГ-23 и его способность вести воздушные бои на больших скоростях. Нередко, имея хорошую скорость, я на вертикальной горке набирал высоту 6500 м. Хорошим приемом оказалась петля на большой скорости. F-15 на таком режиме не мог преследовать МиГ-23 и попадал в положение обороняющегося или же я просто отрывался от преследователя, получая возможность атаковать с произвольного направления и ракурса».
За 1980 г. летчики 4477 совершили на МиГах 1015 полетов, и подготовили к боям с ними 372 пилота ВВС и ВМС США. В 1981 г. было совершено 1340 полетов, «подготовлено» 462 строевых летчика.
В конце 1980 года Майкл Пресс выполнял полет на МиГ-23, на высоте 6000 м пилот перевел крыло в положение максимальной стреловидности, после чего начался пожар в двигателе, самолет потерял управление и начал вращаться. Пилот сумел перевести крыло в положение минимальной стреловидности, и сесть без двигателя на ВПП.
В 1981 году во время боя МиГ-21 с F-16 у него произошла остановка двигателя. Пилот МиГа сумел посадить самолет без двигателя на скорости 400 км/ч, разбив аварийный барьер.
21 октября 1982 г. разбился МиГ-23БН, погиб летчик Марк Постай. Во время полета начался пожар двигателя. При попытке посадки самолета, над ВВП он задрал нос, потерял скорость, дал правый крен и задел грунт, после чего взорвался, с гибелью пилота.
23 января 1982 года при полете на МиГ-17 произошел отказ электрогенератора, а затем при посадке не удалось выпустить правую опору шасси. Была помята правая плоскость крыла и сломан закрылок.
8 апреля 1982 года в полете МиГ-17 у него разрушился компрессор двигателя, начался пожар. При посадке самолет ударился об ВВП, 37-мм пушка пробила топливный бак, пилот едва успел покинуть вспыхнувший самолет. После этих двух происшествий были запрещены полеты на МиГ-17, однако в это время и так уже не было особого смысла готовить летчиков к боям с советскими МиГ-17.
Редчайший снимок одного из МиГ-23 4477-й эскадрильи
В 1982 году у 4477 также появились два египетских МиГ-21МФ.
В апреле 1984 года генерал Роберт Бонд, стоявший у истоков программы 4477, уходя на пенсию, решил совершить прощальный полет на МиГ-23. На высоте 12000 м он перешел на сверхзвук, и сообщил на землю о начале разворота. Через 12 секунд он передал на землю "я потерял управление", еще через 19 секунд сообщил то же самое. Самолет врезался в землю под углом 60 гр., генерал погиб. Все системы и двигатель самолета работали исправно. Отчет об аварии не рассекречен полностью до сих пор, но по имеющимся данным, генерал превысил скорость 2 Маха и не справился с управлением. По другим данным, Бонд недооценил скоростные характеристики МиГ-23, и превысил допустимую скорость, после чего начал разваливаться фонарь кабины. Генерал убрал обороты и увеличил угол атаки, при этом у истребителя возникли самоколебания по курсу, и при попытке генерала парировать колебания произошло сваливание самолета.
Многочисленные проблемы с невозможностью полноценного техобслуживания заставили купить в 1987 году у Китая четыре J-7B, китайский аналог МиГ-21. Индонезийские МиГ-21Ф-13 были выведены из эксплуатации.
25 июня 1987 года у одного из J-7B остановился двигатель, предположительно из-за прекращения подачи топлива при длительной отрицательной перегрузке. Пилоту пришлось катапультироваться.
23 августа 1987 пилот МиГ-23БН катапультировался, не справившись с управлением при выполнении косой восьмерки.
В конце 80-х годов начала разворачиваться разработка F-22, из-за этого начали сокращаться многие другие программы. Жертвой бюджетных сокращений стало звено 4477. В 1987 году было принято решение о закрытии программы. 4 марта 1988 был выполнен последний полет 4477. На данный момент, нет публичной информации о других аналогичных проектах.
Минимум один МиГ-23МС получил однотонную глянцевую серую окраску. Истребитель формально был закреплен за майором Томасом Дрейком («бандит 42»), выполнившим на МиГ-23 294 полета (больше, чем любой другой «бандит»). Источник - topwar
С июля 1979 г. по март 1988 г. было выполнено 15264 полета на МиГах, с особенностями боевого применения советских истребителей в воздухе ознакомлено 5930 экипажей ВВС, ВМС и КМП США. Противниками МиГов были почти все тактические самолеты ВВС, ВМС и КМП США: Т-38, F-5, F-15, F-16, F-4, RF-4, F-111, EF-111, А-10, F-14, F-18, AV-8В. Но у пилотов 4477 не было задачи выигрывать все воздушные бои. Более важным было показать "противникам" особенности МиГов при пилотировании и ведении боевых действий. Были составлены рекомендации по ведению боевых действий с МиГами:
- нельзя атаковать МиГ-17 на вираже с хвоста, так его радиус виража меньше, чем у любого американского истребителя (речь о 80-х годах). Нужно вести бой на вертикалях.
- МиГ-21 также способен на выполнение резкого виража, нельзя вести с ним бой на малых скоростях. Также нужно вести бой на вертикалях.
- МиГ-23 способен только на атаку с прямой, на виражах преимущество у американских самолетов.
Здесь полный список статей о локальных военных конфликтах.
На этом спасибо за внимание!