А сегодня я предлагаю взять три знаменитые фантастические киноленты и сравнить их с первоисточниками, то есть с книгами или графическими романами. Давайте узнаем, насколько сильно киноделы переиначивают те идеи, которые были в оригинальных произведениях. Конечно же, в этой статье будут спойлеры, поэтому осторожно!
Побудь в моей шкуре (Under the Skin), 2013
Как было в фильме? Красивая женщина по имени Лора путешествует по окрестностям Глазго и выискивает мужчин. Если выясняется, что ее собеседник одинок, она зовет его с собой, а затем отвозит в свой заброшенный дом. Неожиданно пространство в помещении становится чёрным, границы исчезают, а пол превращается в черную жижу. Вскоре мужчина умирает, а его кожа отделяется от тела. Зачем всё это происходит, зрителям не сообщается. В некоторые моменты, когда Лора начинает сомневаться в своем деле, ее ошибки исправляет загадочный мотоциклист, который ловит тех, кого девушка отпускает, и пытается найти ее саму, если она убегает. Вскоре главная героиня задумывается о том, кто она такая, и пытается немного побыть человеком, однако это у нее не очень хорошо получается. В лесу на Лору нападает лесоруб с плохими намерениями, однако вместе с одеждой срывает с девушки кожу, обнажив таинственную черную плоть. Перед нами предстает полностью черный женоподобный гуманоид. Лесоруб обливает его бензином и поджигает.
А как было в романе «Побудь в моей шкуре»? Главная героиня Иссерли путешествует по дорогам Шотландии и ищет одиноких мужчин с развитой мускулатурой, усыпляет их, а затем отвозит на лесную ферму. Там живут несколько рабочих, которых главная героиня не очень уважает, считая культурно неразвитыми. Вскоре сюда же прибывает Амлис Весс — сын главы корпорации, на которую работает главная героиня и все остальные. Случается неприятность — четверо пленников-мужчин сбегают с фермы, и теперь их нужно искать. Выясняется, что Иссерли — инопланетянка, внешность которой была изменена хирургическим путем для ее земной работы. Владелец фермы тоже выглядит как человек, однако все остальные рабочие живут в подземных комнатах и напоминают антропоморфных собак. Пришельцы считают нас — землян — неразумными животными и употребляют человеческое мясо в качестве пищи. Ферма существует для того, чтобы отправлять продукты питания на родную для Иссерли планету. Подружившись с Амлисом, который считает, что убивать людей ради еды — неправильно, и постепенно проникнувшись Землей, девушка начинает считать жизнь здесь прекрасной, ведь на ее родной планете имеется проблема нехватки кислорода, а социальная справедливость отсутствует. Приняв решение сбежать с фермы, инопланетянка садится за руль машины и уезжает. Далее она подбирает автостопщика, спешащего на роды своей жены, разгоняется, но попадает в аварию. Израненная Иссерли собирается взорвать бомбу, чтобы земляне не узнали о ее истинном происхождении, и размышляет в свои последние мгновения о том, что обрела наконец свободу и вместе с этим вечную жизнь.
Главное отличие. Фильм представляет собой ярко выраженный артхаус, в котором очень многое непонятного — в нем мало диалогов, а цели главной героини неизвестны. Роман же более конкретен и касается таких тем, как человечность и милосердие.
Крикуны (Screamers), 1995
Как было в фильме? 2078 год. Корпорация НЭБ (Новый экономический блок), полностью контролирующая добычу ресурсов вне Земли, находит на планете Сириус 6-Б ценный минерал бериний, который можно использовать как высококлассное топливо. А так как человечество столкнулось с энергетическим кризисом, находка оказывается очень кстати. На Сириусе были выкопаны шахты и вскоре начались работы. Спустя некоторое время обнаружилось, что добывать минерал опасно из-за радиации, а поэтому рабочие замуровали шахты и отказались выполнять свои функции. Из-за этого НЭБ посылает на планету войска, однако те встречают жесткое сопротивление. Жители Земли и некоторые другие людские колонии организовывают Альянс, цель которого — помочь шахтерам справиться с агрессорами. Человечество отныне делится на тех, кто поддерживает НЭБ, и тех, кто является сторонником Альянса. На Сириусе начинается полномасштабная война, которая превращает развитые поселения в руины. Обе стороны прячутся в бункерах. Учёные Альянса на Земле изобретают смертоносных роботов, вооруженных лезвиями и способных быстро передвигаться под землей, выпрыгивать и уничтожать своих жертв. Кроме того, эти механические создания могут самостоятельно обучаться и самосовершенствоваться. Тела убитых машины утаскивают на базу, где перерабатывали в топливо. На Сириусе 6-Б были построены полностью автономные подземные заводы по производству этих роботов, получивших из-за своего визга прозвище «крикуны». Солдатам Альянса были выданы специальные браслеты, благодаря которым роботы не нападали на них. Спустя время командир вооружённых сил Альянса Джозеф Хендриксон получает предложение о перемирии от маршала Ричарда Купера из НЭБ и решает принять его, так как недавно было получено известие о том, что бериний нашли на другой планете. Война на Сириусе больше не имеет смысла, и Хендриксон отправляется на встречу с Купером. По пути мужчина понимает, что «крикуны» развились до такой степени, что стали создать неотличимых от человека андроидов. Встреченные Хендриксоном солдаты НЭБ, Беккер и Росс, сообщают о том, что их сослуживцы пострадали от робота, замаскированного под маленького мальчика с игрушечным медвежонком. Командир встречает в бункере девушку Джессику Хансен и выясняет, что все остальные солдаты НЭБ скорее всего мертвы. Также он получает информацию о «крикунах», среди которых фигурирует загадочная модель №2. Подозревая, что Росс — робот, Беккер убивает его, однако, как оказалось, ошибочно. Вернувшись на свою базу Хендриксон вместе с НЭБовцами, понимает, что в бункере засел «крикун», а значит, солдаты Альянса тоже погибли. На отряд нападают роботы, выглядящие как маленькие мальчики, и командир уничтожает их ядерной ракетой, украденной из бункера НЭБ. Выясняется, что Беккер — тоже «крикун», причем, судя по всему, именно той секретной второй модели. Хендриксон убивает его и отправляется с Джессикой к ангару, где у Альянса спрятан эвакуационный корабль. Там на них нападает «крикун», который рассказывает главным героям о том, что машины научились использовать кожу убитых людей для маскировки. Его убивают. Найденный корабль рассчитан только на одно место, и Хендриксон предлагает Джессике лететь самой, однако та тоже оказывается «крикуном», только очеловеченным — таким, который не желает людям зла. Неожиданно на нее нападает ее точная копия, начинается битва. В это время Хендриксон улетает с планеты. На борту космолета зрителю показывают маленького медвежонка — точно такого же, какой был у убитого робота-мальчика. Игрушка приходит в движение, Хендриксон не видит ее.
А как было в повести «Вторая модель»? Большая война между СССР и США вынудила правительство последних бежать на лунную базу. Там ученые ООН изобретают маленьких круглых роботов-«когтей», способных быстро выпрыгивать из укрытия и резать своих жертв. Войскам США для защиты от механических убийц выдают специальные браслеты. Со временем роботы становятся полностью автономными — на подземных заводах они создают себе подобных и чинят друг друга. Спустя время американцы на Луне получает от русских запрос на срочные переговоры. На Землю отправляется майор Хендрикс, который по пути встречает маленького потерявшегося мальчика. Однако солдаты Советской Армии убивают его — ребенок оказывается замаскированным роботом. Выясняется, что «когти» изобрели неотличимых от людей андроидов. Советские бойцы в лице поляка Руди, австрийца Клауса и русской Тассо сообщают Хендриксу о том, что роботы расправились с советскими военными и командованием страны. Были идентифицированы две модели «когтей» — первая и третья. Как выглядит вторая — неизвестно. Хендрикс вместе с солдатами отправляется к американскому бункеру. Ночью Клаус убивает Руди, принимая его за вторую модель, но, как оказалось, ошибочно. Когда Хендрикс вместе с Тассо и Клаусом находит бункер, выясняется, что там засели одни лишь «когти», а всё люди мертвы. Девушка применяет новейшую гранату, которая уничтожает значительную часть роботов. Клаус начинает сражаться со старыми моделями шаров с лезвиями. Тассо и Хендрикс убегают. Их преследует Клаус, но русская убивает его, так как солдат оказывается «когтем», судя по всему, той самой второй модели. Хендрикс и Тассо решают бежать на лунную базу, но на космолете лишь одно место. Так как Хендрикс травмирован гранатой, Тассо летит вместо него. Девушка должна привести помощь. Американец остаётся один. Он находит останки Клауса и выясняет, что тот был не второй моделью, а четвертой. Неожиданно на майора нападают копии Тассо. Отбиваясь от них, мужчина понимает, что человечеству конец — искусственная девушка расправится с лунными жителям. Кроме того, главный герой размышляет о том, что одни «когти» начали создавать оружие, чтобы уничтожать других.
Главное отличие. Авторы фильма полностью изменили место действия, перенеся его с Земли на чужую планету. Все-таки 1995 год — не время воевать с СССР. Основная идея примерно та же — роботы, которые развились до такой степени, что стали подобны человеку. Однако в киноленте мы видим андроида, который отказался выполнять миссию и убивать своего врага, почувствовав с ним единство, а в повести цель роботов — уничтожить любое разумное биологическое существо — осталась прежней, хотя методы стали более хитрыми и изощренными.
V — значит вендетта (V for Vendetta), 2006
Как было в фильме? Недалекое будущее, наступившее сразу после альтернативных настоящего и прошлого. Год неизвестен, но скорее всего это четвертое десятилетие 21 века. США утратили мировое господство и больше не способны контролировать происходящие мировые процессы. Более того, на территории Америки идет гражданская война. К власти в Великобритании приходит фашистская партия «Северный огонь», которая побеждает на выборах благодаря обещанию покончить со смертельным вирусом, поразившим страну (хотя, возможно, этот вирус она сама же и создала). Новая власть во главе с Верховным Канцлером вводит жесткие правовые ограничения, включая комендантский час. Оппозиция преследуется, ее представители помещаются в концентрационные лагеря. Церковь становится марионеточной и полностью контролируется государством. С телеэкранов на граждан льется постоянная ложь и пропаганда, которой многие безоговорочно верят. Некий таинственный человек, носящий маску Гая Фокса, спасает из рук службы безопасности правящей партии работницу британского телецентра Иви. Он приглашает девушку на крышу, где представляется «Ви» и вместе с ней наблюдает взрыв здания уголовного суда Олд-Бейли. Власти сообщают населению о том, что это был плановый снос, однако незнакомец врывается в телеэфир и рассказывает правду — суд взорвал именно он. Кроме того, мужчина призывает людей бороться с режимом. Ви показывает Иви свое укрытие, где хранит запрещённые предметы искусства и литературу. Через некоторое время герой в маске просит Иви помочь ему пробраться к архиепископу Кентерберийскому Энтони Лиллеману, любителю молодых девушек. После появления Ви Иви убегает и встречается со своим боссом — начальником телеканала и ведущим шоу Гордону Дитриху. После получения откровений от подчиненной Гордон в ответ рассказывает ей о своей скрытой оппозиционности. Он решает высмеять власть в своей телепередаче, после чего его арестовывают. Иви тоже берут под стражу, бреют ей голову и бросают в камеру, однако она не выдает Ви. Вскрывается то, что всё это время девушка была в убежище героя в маске, который таким образом испытывал ее. Иви понимает, что это помогло ей преодолеть страх. Через год работница телецентра снова приходит к Ви и пытается снять с него маску, однако тот сообщает, что не стоит этого делать, так как его лицо изуродовано пожаром. Мститель показывает девушке забитый взрывчаткой поезд метрополитена, который предназначен для взрыва здания парламента, а сам отправляется сражаться с верхушкой правящей партии. В это время глава Службы Безопасности Криди убивает Верховного Канцлера, так как понимает, что тот больше не нужен. Ви расправляется с Криди и его телохранителями, однако получает смертельные ранения. Мужчина умирает на руках у Иви. Поезд направляется к парламенту, а толпа, которую когда-то позвал Ви, приходит, чтобы посмотреть на взрыв. Солдаты, не получая приказов от верхушки, бездействуют. Здание парламента взрывается. Страна освобождена от тирании.
А как было в графическом романе «V — значит вендетта»? 1997 год. Большая часть мира уничтожена ядерной войной. Фашистская партия «Северный огонь», пришедшая к власти из-за общественной апатии, превратила страну в полицейское государство, предварительно устранив своих конкурентов, сослав их в лагеря. Неизвестный в маске Гая Фокса, называющий себя «Ви», спасает от рук тайной полиции молодую женщину по имени Иви. Далее на ее глазах мужчина взрывает здание Олд-Бейли. Попав в убежище Ви, девушка рассказывает своему спасителю о воспоминаниях из прошлого. О том, как война привела страну к экономической разрухе и хаосу. О том, как, пообещав покончить с этим и навести порядок твердой рукой, к власти пришли фашисты. О том, как они начали обвинять в проблемах государства всех несогласных и непохожих на большинство, например, тех у кого другая раса или ориентация, и выискивать в обществе врагов, которых затем запирала в тюрьмах. О своем отце, которого также отправили в места заключения, после чего Иви его больше никогда не видела. Через какое-то время Ви расправляется с тремя членами «Северного огня» — телевизионным диктором Льюисом Протеро, епископом Энтони Лилиманом и доктором Делией Сарридж, которые на самом деле когда-то работали в одном и том же концлагере. Мститель в маске сидел именно в нем, а теперь не только мстит, но и убивает всех, кто может раскрыть его личность, ведь он был единственным, кто смог убежать. Спустя некоторое время Ви врывается в Башню Джорда и на всю страну транслирует свою речь, в которой призывает народ бороться с тиранией. Иви арестовывают и пытают, заставив выбирать между смертью или сотрудничеством. Девушка выбирает первое. Неожиданно выясняется, что это был спектакль, автором которого оказался Ви. Так он проверял и закалял свою подругу. Иви понимает, что полностью изменилась. Ви взрывает Башню Почтового Отделения и Башню Джордан. Это приводит к волне насилия, так как контроль за людьми ослабевает. Герой в маске доволен, однако он понимает, что находится на промежуточном этапе — до полной анархии еще далеко. Его цель — построить полностью функционирующее анархичное общество, в котором не будет власти, ведь та всегда правит с помощью страха и силы. В это время полицейский Эрик Финч, добросовестно выполняющий свою работу, правда, не из-за преданности партии, а скорее из-за патриотизма к стране и любви к своему делу, выслеживает Ви и стреляет в него. Мститель умирает у Иви на руках. Та не решается снять с него маску, а вместо этого надевает один из его костюмов, решив продолжить дело героя. Высшие члены партии начинают противостоять друг другу в борьбе за власть, в результате чего происходит убийство Верховного Лидера. Вскоре все ключевые фигуры государства оказываются мертвы. Иви в маске Ви обращается к толпе и объявляет о предстоящем уничтожении резиденции лорда-казначея по адресу Даунинг-стрит, 10. Она начиняет поезд метро взрывчаткой и помещает туда тело Ви, после чего осуществляет свой план.
Главное отличие. Если роман противопоставляет диктатуре анархию, то в фильме второе заменено скорее на либерализм. В киноленте Ви — романтик и борец за права людей, в комиксе же он безжалостный террорист, который верит в анархию и в то, что рано или поздно человечеству удастся настроить социальные процессы так, что никому больше не понадобится никакая власть, ведь та абсолютно всегда использует инструменты подавления и угнетения. В фильме Ви — однозначно положительный персонаж, а его враги — карикатурные злодеи. В первоисточнике мститель в маске — неоднозначная фигура, судить которую доверили читателю. Его враги — серьезные люди со своей мотивацией, со своими аргументами. Да, они плохие ребята, но можно ли с ними бороться именно такими агрессивными методами? В комиксе ответа на этот вопрос нет.
Upitko.ru — мой сайт, созданный для поиска кино.