Исторический центр Загреба делится на две части - Верхний город (Горный Град) и Нижний город (Долний Град). Первый располагается на горном плато и объединяет в себе два хорватских поселения, возникших в этих местах ещё во времена Средневековья - Каптол и Градец. Второй находится внизу, в долине, своё развитие этот район получил во времена вхождения Хорватии в состав Австрийкой империи.
Посмотреть туристам есть на что и в той, и другой части. Но если вы в Загребе проездом или ограничены по времени, рекомендую остановиться на Горном Граде. Расскажу, на что здесь стоит обратить внимание.
Площадь Бана Елачича
Нашу экскурсию мы начнем с главной площади столицы Хорватии, которая считается неофициально границей между Верхним и Нижним городом. Свою историю она ведёт с начала 17 в. - тогда она называлась Хармицей. Сегодня же она носит имя Бана (или наместника, губернатора) Йосипа Елачича. Он управлял Хорватией всего 11 лет - с 1848 по 1859 гг., но за это время сыскал себе такую народную любовь, что стал национальным героем. Под его руководством в Хорватии прошёл ряд либеральных реформ: были отменены кметство (местный вариант крепостного права), церковная десятина, помещичье судопроизводство и появился Совет бана - хорватский вариант Совета министров. А ещё он был непримиримым врагом Венгрии - векового поработителя Хорватии. Настолько непримиримым, что активно участвовал в подавлении Венгерской революции в 1848-1849 гг. (чего, в свою очередь, венгры не могут простить ему до сих пор).
Еще одна достопримечательность, на которую стоит здесь обратить внимание - фонтан Мандушевац. Он имеет естественное происхождение - его питает родник, который был главным источником питьевой воды для местных жителей на протяжении многих столетий. В 1898 году городские власти решили, что роднику не место на главной площади города и убрали его в подземный коллектор.
Улица Илица
С площади Бана Елачича мы отправляемся на запад, по улице Илица. Обратите снимание на выбивающуюся из общего стиля высотку справа - это первый загребский небоскрёб (по-хорватски - небодёр😉).
Как и площадь Елачича, Илица является пешеходной зоной - здесь нет автомобилей (исключение сделано только для трамваев), зато много фирменных бутиков, кафе и ресторанов.
Загребский фуникулёр
По Илице нам нужно пройти метров 500 - до поворота на небольшую улочку Йосипа Томича. Здесь находится нижняя станция загребского фуникулёра. Он был построен ещё в 1890 г., и действует до сих пор. За 100 с лишним лет фуникулёр только раз подвергся глобальной реконструкции - когда в 1934 году его паровые двигатели были заменены на электрические. Всё остальное - внешний вид, конструкция и технические характеристики фуникулёра, - осталось при этом без изменений, что позволило присвоить ему статус памятника культуры.
Башня Лотршчак и аллея Штросмайера
Сразу у выхода с верхней станции фуникулёра находится башня Лотршчак - практически единственная часть средневековой крепости Градца, дожившая до наших дней. Возведена она была в 13 в. - для защиты южных стен поселения. Когда-то на ней висел колокол, который извещал жителей Градца о закрытии ворот. В 19 веке колокол сменила пушка - она до сих пор производит выстрел ровно в полдень.
Если от башни Лотршчак свернуть на восток, можно выйти на аллею Штросмайера, которая словно огромный балкон нависает на городом. Своё имя она получила в честь местного епископа, покровителя Хорватской академии наук и искусств, коллекционера и мецената, подарившего Загребу своё собрание картин старых мастеров, Йосипа (да-да еще одного Йосипа - очень популярное имя, видимо, у хорватов😉) Штросмайера.
Церковь святой Екатерины
Обогнув башню Лотршчак, мы попадаем на маленькую улочку под название Дверце, а затем - на площадь Святой Екатерины, где находится церковь её имени. Она была возведена в начале 17 в., и дважды сгорала дотла, так что приходилось восстанавливать её с нуля. Сегодня она считается одним из красивейших храмов Загреба, но чтобы в этом убедиться, нужно попасть внутрь - снаружи церковь выглядит достаточно скромно😉
Церковь святого Марка
Дальше мы двигаемся по улице, название которой звучит по-хорватски как "Святог Чирила и Метода" (Святых Кирилла и Мефодия - в переводе на русский).
Через пару минут мы выходим на площадь Святого Марка, к церкви его имени, которая является сегодня наиболее узнаваемым символом столицы Хорватии. Первые упоминания о храме относятся к XIII веку. Но каким был его изначальный облик, сейчас уже никто не помнит - как и церковь Святой Екатерины, он несколько раз разрушался до основания из-за пожаров и землетрясений. Поскольку церковь много раз перестраивалась, её архитектуру трудно отнести к какому-то одному стилю - она сочетает в себе романские, готические и барочные мотивы. Самая интересная и запоминающаяся деталь здания - его разноцветная черепичная крыша. Храм получил её во время последней серьезной реконструкции (она проводилась в 1876-82 гг. под руководством венского архитектора Фридриха фон Шмидта).
Каменные врата
Свернув направо и обойдя южный фасад местного Парламента по улице Каменита, выходим к еще одной средневековой достопримечательности Загреба - Каменным вратам. Это единственные крепостные ворота Градеца, дожившие до наших дней. Внутри ворот находится капелла и икона Девы Марии. Она каким-то чудом сохранилась во время пожара 1731 года, уничтожившего половину Загреба. С тех пор Дева Мария считается покровительницей города, а её икона - чудодейственной.
Старинные улочки
Если у вас есть в запасе пара часов, рекомендую дальше не торопиться, а прогуляться по району, который расположен восточнее Каменных ворот - здесь вы найдёте атмосферные улочки с ганзейскими домиками и вымощенными булыжником мостовыми. Особое внимание обратите на улицу Ивана Ткалчича (или Ткалчичева - как называют её в некоторых источниках). Помимо вышеперечисленного она интересна тем, что построена на месте ручья Медвешчака, по которому когда-то шла граница между Градцем и Каптолом.
Кафедральный собор
Собор Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава (так звучит его полное название) - главный собор Каптола и, наверное, самый невезучий, если можно так сказать, из всех храмов Загреба. Строить его хорваты начали ещё в 11 веке, однако спустя 50 лет он был полностью разрушен войсками татаро-монголов. В 15-17 вв., отстроенному заново собору опять изрядно досталось - теперь уже от периодически осаждавших город турок, поскольку он был частью крепостных сооружений, а на одной из его сторон был даже возведен военно-наблюдательный пункт. В 19 в. собор серьезно пострадал от землетрясения (и был снова отстроен - упорству хорватов можно только позавидовать!).
Крепостные башни Каптола
Вокруг Кафедрального собора можно увидеть остатки крепостной стены и несколько башен. Каптольцы построили эти оборонительные сооружения их в конце 15 века, когда армия Османской империи вторглась на территорию Боснии и Хорватии. Причём возвели их за рекордный для своего времени срок - всего за 9 лет.
Рынок Долац и памятник торговке
Необязательный вариант программы, но если вы любите окунуться в местную специфику, вам - на рынок Долац. Возник он на этом месте ещё в начале 20 вв., и до сих считается одним из лучших и, уж точно, самым колоритным в Европе. Правильное название памятника - "Статуя кумицы". Кумицами в Хорватии называют крестьянок, торгующих на рынках продукцией своего хозяйства. Каждая из них имеет круг постоянных клиентов, которые ходят к ней на рынок годами. Считается, что прообразом для памятника стала одна из самых старых кумиц Долаца.
Улица Влашка
Последний пункт нашей программы. Сама по себе Влашка довольно протяженная, мы прогуляемся только по той её части, что ведёт от Кафедрального собора до улицы Юрия Бранюга - она полностью пешеходная и довольно аутентичная.
На перекрёстке, за пешеходным переходом находится памятник известному хорватскому писателю, поэту и драматургу Августу Шеноа, напротив - маленькая церковь Святого Мартина. Здесь мы и остановимся.
А вы бывали в Загребе? Что бы ещё добавили в этот маршрут?😉
____________________________
Еще может быть интересно: