Когда я думаю о своих внуках, всегда невольно приходит на ум телевизионная реклама (неважно чего), в которой маленький мальчик подсказывает деду нужное слово в кроссворд: «Ну вот же, Браззавиль! Браззавиль – с двумя «з»!» Так и хочется воскликнуть: «Ну, ты, брат, даёшь!», но останавливает мысль: наши внуки умнее нас, они в трёхлетнем возрасте, а то и раньше садятся к компьютеру и очень быстро постигают то, что их дедушек и бабушек просто пугает и преодолеть этот испуг перед непонятной машиной не всем удается. Сердимся на то, что компьютер детям заменил во многом книгу, боимся, что вырастут тупицами, а у них в голове каким-то неимоверным образом оказывается столько разной информации, что нам и не снилась.
Собираюсь съездить в город, тороплюсь, чтобы не опоздать на автобус, на ходу делаю последние указания на предстоящий день. И именно в этот момент предательски заедает молнию, дергаю туда-сюда и, наконец, срываю совсем. Чуть не плачу, понимая, что очень важная для меня поездка отменяется. И в этот самый острый момент моего полного отчаяния раздается голос внука:
- Бабушка, в твоем возрасте лучше всего носить куртки на пуговицах, надёжнее…
- Ты-то откуда это знаешь, что надёжнее, что нет. Пуговицы – это прошлый век…
- Шутишь? Пуговицы – это средние века, вот когда они появились, они были и кожаные, и металлические, и костяные. А носили их знаешь кто? Не знаешь… Знать их носила, по пуговицам можно было отличить платье знатного человека от платья простолюдина, у которого в одежде были завязки и застёжки.
- Да ты-то хоть откуда всё это знаешь?
- А я мушкетёрами интересуюсь, ты же знаешь, вот и смотрел в интернете. Знаменитый мушкетёрский плащ, например, имел около ста пятидесяти пуговиц и петель, они располагались и по боковым швам, и по швам рукавов, мог превращаться с помощью их одеянием с длинными и широкими рукавами, а мог – с короткой пелериной.
- Всё. Опоздала. Зато лекцию о пользе пуговиц прослушала.
- Не всю. Хочешь, расскажу, как пуговицы художники использовали? Очень интересно. Они рисовали на них миниатюры, представляешь? Пуговица – произведение искусства. Даже портреты красавиц рисовали на пуговицах.
- Ну, для нас это не подходит. Дорого, наверное…
- А для людей, подобных нам с тобой, вскоре дешёвые пуговицы придумали, стеклянные, всё с Венеции началось. Смотришь, вроде бы перед тобой драгоценный камень, а оказывается, это всего лишь стеклянная пуговица. А потом и в других городах стали такие же делать. В 1828 году из чешского города Яблонца было вывезено два миллиарда четыреста миллионов шлифованных пуговиц…
Смотрю на маленького вундеркинда широко раскрытыми глазами: «Ну, ты, брат, даёшь!»
«Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете». Эта фраза из заповеди мифологического славянского Бога Сварога всегда приходит мне на ум, когда я расчёсываю и заплетаю совершенно роскошную косу моей средней внучки. Когда-то такая же роскошная коса была и у её матери. Но однажды к нам в деревню приехал поработать парикмахер. Первыми ломанулись к нему в руки девчонки-старшеклассницы, среди которых была и моя дочь. Когда она села в кресло и распустила косу, парикмахер не решилась занести ножницы над её гривой, сказав: «Иди за матерью, пусть придёт и даст разрешение, тогда отстригу…» Дочь ко мне не пошла, прекрасно понимая, что я такого разрешения ни за что не дам.
А потом она уехала учиться в город, выпорхнула из сферы моего непосредственного влияния и первое, что там сделала против моей воли, – это рассталась с косой. Да я уже и не возражала, понимая, что сама в своё время поступила точно так же.
А тут Юля. Заплела я её, косу вдоль спины опустила, как раз по позвоночнику, а она мне и говорит:
- Бабушка, а ты знаешь, что коса – это не только красота, это ещё и мой оберег?
- Как это?
- Очень просто. Вдоль позвоночника расположены основные чакры, коса – это мощный оберег, вспомни, на Руси девушки всегда носили длинные косы. Они защищали от зла и тёмных сил. А если выйти на улицу с распущенными волосами, то они быстро соберут на себя всю негативную информацию, только дома можно волосы распускать…
- Да уж, раньше не ходили лохматые и так вот не стриглись, как мальчишки. А вот в церковь мы идём и до сих пор голову платком покрываем. Почему, как ты думаешь? Там же нет негативной энергии.
- Почему нет? Вполне может быть, разные же люди собираются. А головы женщинам нужно прикрывать для того, чтобы ослабить чувствительность к информации из Вселенной. Женщина становится менее сильной, так должно быть, а мужчины правят миром, им надо больше силы, вот им и разрешается не покрывать голову…
- А вон сколько по телевизору показывают нынче бритоголовых, значит, им информация из Вселенной течет прямо в мозг, оттого они становятся ещё сильнее, так что ли?
- А вот и не так. Бритоголовыми управлять легче. Думаю, что и в армии парням головы поэтому бреют. У них нарушается связь с предками. Читала книги про индейцев?
- Читала, конечно, помню, скальпы там снимали у врагов.
- А для чего? Не знаешь?
- Нет, не знаю…
- У них считалось, что отрезав скальп с волосами у врага, они закрывают доступ к реинкарнации, то есть они убивали врага уже на века…
- Вспомнила. В Библии Самсон носил длинные волосы, в которых была его сила, пока их не срезала Далила. Самсон говорил: «Бритва не касалась головы моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя».
- Так давно же известно, что волосы – это антенны для связи с космосом, чем длиннее волосы, тем больше силы человек получает, ни за что не отстригу свою косу… И красить не буду. Краска разрушает волосы, какая уж польза от таких волос, они энергию уже накапливать не могут…
«Ну и детки!» - подумала я толи с восторгом, толи с тревогой.
А эта история из нашего краеведческого музея. Случилось мне как-то примкнуть к детской экскурсии, которую проводила удивительно интересный человек, влюбленный в свое музейное дело, ныне уже, к сожалению, покойная Антонина Петровна Мочалова. С каждым определенным экспонатом у неё была связана своя история. Так вот подошли мы к стенду, где был представлен зонтик с кружевами, она и обращается ко мне:
- Помните, мы лет сорок, а может и побольше, назад приезжали к вам в деревню экспонаты для музея собирать. Тогда нам этот зонтик Александра Павловна Травина подарила. И ещё шубу на лисьем меху, правда, всю молью попорченную…
Пока мы с ней общались, вижу, к зонтику с кружевами мальчишка прилип, кучерявенький такой, весь в веснушках, чувствую, что сейчас экскурсовода в угол загонять начнёт, встречаются такие всезнайки. И вот он говорит:
- А вы знаете, что китайский император закрывался от солнца четырехэтажным зонтом?
А Антонине Петровне, чувствую, только этого и надо, начинает раскручивать паренька, чтобы и других заинтересовать:
- Нет, не знала, очень интересно. Я знаю, что идея носить крышу над головой появилась на Востоке, причём задолго до нашей эры. И ты прав, зонт служил защитой от солнца. А что ты ещё знаешь?
- Да много чего знаю… Зонтики люди стали делать еще до нашей эры. Делали из бамбука и пальмовых листьев…
- А вот этот зонтик, между прочим, дамский, - Антонина Петровна обратила внимание экскурсантов на музейную экспозицию. - В восемнадцатом и далее – девятнадцатом веке вот такие зонтики стали предметом дамского туалета. На это указывают и кружева. Ручки к ним делали самые замысловатые. А форма могла быть не только круглой или овальной, но и плоской, и даже – в виде пирамиды. Представляете.
Я заметила, как вслед за ней округлились глаза у девчонок. А она опять уже к юному вундеркинду обращается, чувствую, так и хочется посадить его в калошу:
- А ну-ка вспомните, молодой человек, героинь из рассказов какого русского писателя невозможно представить вот без такого зонтика?
- Чехова! Чехова! – закричали девчонки.
- А зато я знаю имя человека, который первым появился на улицах Лондона с зонтом в руках, - закричал юный вундеркинд, чем привел экскурсовода в явное замешательство.
- Ну и кто это? – обратилась к нему Антонина Петровна, уже почти теряя самообладание.
- Это Джонс Хэнвей. Я об этом в журнале читал. Мне было интересно то, что его зонтик весил почти четыре килограмма. Там было написано, что он весил одиннадцать фунтов, а мама сказала, что это почти четыре килограмма. А вместо спиц у этого зонтика были рыбьи кости…
Мне так и захотелось крикнуть: «Ну ты, брат, и даешь!» Но Антонина Петровна обратилась к девочкам и продолжила:
- Знаете ли вы, модницы, что очень бурное развитие конструирование зонтов приобрело в Париже. Чего только не придумывали: и зонт-очки, и зонт с коробочкой для зеркала, пудры, духов, зонт-кошелек и много ещё чего.
- А я… я еще знаю: в ручках зонтов устраивали тайники для оружия…
«Ну ты, брат, и даешь!» - сказала я всё-таки про себя и пошла к выходу.