Найти в Дзене

Иран перестраивает транспортную паутину на Южном Кавказе

Иран окончательно определился с реализацией проекта международного транспортного коридора "Персидский залив - Черное море".  Шестой раунд переговоров пройдет в Софии в апреле или мае 2022 года.  В Болгарии страны–участницы (Армения, Иран, Грузия, Болгария, Греция) подпишут соглашения, чем ознаменуют старт проекта. В Азербайджане неоднозначно относятся к идее Ирана по запуску МТК. Однако попытки Баку исключить Ереван из иранской повестки пока не увенчались успехом. Иран отстаивает свое место в регионе Иран пытается застолбить за собой статус одного из ключевых игроков на Южном Кавказе. Этим можно объяснить активность Тегерана по запуску проекта транспортного коридора "Персидский залив - Черное море".  Очередное и, похоже, окончательное обсуждение назначено на апрель/май 2022 года. На это указывает и заявление заместителя министра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари. Чиновник не только обозначил конкретные сроки долгожданной встречи в Болгарии, но и подчеркн

Иран окончательно определился с реализацией проекта международного транспортного коридора "Персидский залив - Черное море". 

Шестой раунд переговоров пройдет в Софии в апреле или мае 2022 года. 

В Болгарии страны–участницы (Армения, Иран, Грузия, Болгария, Греция) подпишут соглашения, чем ознаменуют старт проекта.

В Азербайджане неоднозначно относятся к идее Ирана по запуску МТК. Однако попытки Баку исключить Ереван из иранской повестки пока не увенчались успехом.

Иран отстаивает свое место в регионе

Иран пытается застолбить за собой статус одного из ключевых игроков на Южном Кавказе. Этим можно объяснить активность Тегерана по запуску проекта транспортного коридора "Персидский залив - Черное море". 

Очередное и, похоже, окончательное обсуждение назначено на апрель/май 2022 года. На это указывает и заявление заместителя министра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари. Чиновник не только обозначил конкретные сроки долгожданной встречи в Болгарии, но и подчеркнул значимость Еревана для проекта.

Еще в ноябре 2021 года иранские чиновники планировали запустить коридор через Баку. Сейчас же представитель МИД Ирана дал четко понять значимость Армении для проекта. Сафари подчеркнул, что Тегеран ведет переговоры и с Ереваном. Похоже, на этот раз решение Ирана окончательное.

Официально проект должен связать Дели и Тегеран с Европой (это не означает, что у Ирана и Индии нет другого выхода на страны ЕС), увеличить транзитную способность стран. 

Более того, по итогам пятого раунда переговоров в Ереване (в апреле 2021 года) составлен предварительный текст соглашения.

Почему именно сейчас?

Иран не просто так пытается ускорить сроки реализации МТК. И даже дело не в том, что с момента озвучивания идеи Тегераном прошло пять лет. 

В Тегеране опасаются, что разблокирование транспортных коммуникаций в регионе ударит по его геополитической роли на Южном Кавказе. Поэтому одним из эффективных способов достижения этой цели является запуск коридора "Персидский залив – Черное море" через Армению.

Теоретически Иран может присоединить МТК через азербайджано-армянское железнодорожное сообщение (на участке через Нахичеван). Это также позволит сократить путь между странами бассейна Персидского залива до Черного моря. 

Однако Тегерану не выгодно это с политической точки зрения. Иран не имеет никакого влияния и роли в проекте ж/д Ерасх-Горадиз.

Иран опасается, что возобновление работы армяно-азербайджанской ж/д уменьшит экономическое и политическое значение Тегерана в регионе. А это однозначно не вписывается в его планы.

Запуская МТК "Персидский залив - Черное море" через Армению (автомобильный путь через Сюник), Иран предлагает альтернативный мультимодальный маршрут.

Маршрут будет выгоден Ирану?

В настоящее время львиная доля товарооборота между Россией и Ираном реализуется через Азербайджан и Каспийское море, а на Европу выходит по территории Турции. Однако свой маршрут через Ереван необходим Тегерану для баланса сил в регионе.

В настоящее время большая часть транзита между Азербайджаном и Нахичеванью, а также Баку и Анкарой проходит через Иран. 

В случае запуска ж/д "Ерасх-Горадиз" Тегеран может лишиться этого трафика. 

Стремление Ирана наладить бесперебойное сухопутное сообщение с Черным морем через Армению преследует несколько целей. 

Это позволит Тегерану стать ключевым связующим звеном между странами Азии, бассейна Персидского залива и Индии с Европой и Россией.

Более того, коридор может стать частью международного маршрута "Север-Юг" и альтернативой Суэцкому каналу (кратчайший путь, связывающий Азию и Европу), особенно на фоне его блокировки в мае 2021 года. 

Политическая воля по запуску коридора через Армению есть и в Индии. 

Этот путь позволит Нью-Дели помешать пакистанскому маршруту, который проходит через порт Гвадар и соединяет Афганистан и Центральную Азию с Индийским океаном.

Ереван в свою очередь должен быть заинтересован в восстановлении автомобильной дороги "Север-Юг" до границы Ирана в Сюнике. 

Источник Спутник Армения