Сегодня бездействующие заводы и фабрики в российских городах не только сносят и застраивают жилыми комплексами, но и реконструируют с целью создания открытых общественных пространств.
В Санкт-Петербурге популярностью пользуется «Севкабель Порт».
Это бывший завод, преобразованный в общественное культурно-деловое пространство. «Севкабель Порт» открылся в сентябре 2018 года на территории завода «Севкабель», имеющим богатую историю от строительства в 1879 году под руководством немецкого инженера Карла Сименса первого кабельного завода в России, через советское время и блокаду Ленинграда к модернизации производства и постоянной смене собственников.
Но как бы то ни было, производство ушло с Васильевского острова и на месте цехов возник новый объект.
Подъезд к Севкабелю меня, честно говоря, не очень впечатлил — это всё-таки промышленная часть Васильевского острова. Но на территории всё красиво — летом проходят музыкальные и гастрономические фестивали, зимой открыт каток.
Помещение цеха пока освоено слабо, хотя выставки проходят интересные: «Энди Уорхол и русское искусство» закончилась, но «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности» открыта до 14 февраля. Открыты бары и кафе, можно снять помещение под вечеринку. Места не очень много, но есть возможности для дальнейшего развития проекта.
А главная достопримечательность— это панорама города в месте, где Нева соединяется с Финским заливом.
Недавно удалось посетить и ГЭС-2 в Москве — это бывшая электростанция, построенная в 1907 году. Электростанция работала до 2015 года, пережив падение монархии и советской власти, пока не превратилась в Дом Культуры.
А в декабре 2021 здесь открылось новое общественно-культурное пространство
«ГЭС-2» — проект некоммерческого фонда современного искусства V-A-C. Здесь будут проходить выставки, спектакли, перформансы, кинопоказы, лекции, концерты и даже вечеринки, а еще есть библиотека, кафе и сувенирный магазин. , необычная игровая и творческие мастерские для посетителей и профессионалов.
Первое, что привлекает внимание ещё в гардеробе — видеоинсталляция с копией картины «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Ефимовича Репина. Но посмотреть на неё советую лучше там — захватывающе.
На «Проспекте» (в центральном открытом пространстве «ГЭС-2») сейчас проходит перформанс главного художника этого сезона — исландца Рагнара Кьяртанссона. По его задумке прямо на глазах у посетителей переснимают «Санту-Барбару», но я была рано утром и не видела этого процесса.
Можно сейчас посмотреть и две выставки. «В Москву! В Москву!»объединяет работы Рагнара Кьяртанссона и близких ему по духу авторов из России и Исландии. Кратко могу определить своё впечатление от этой экспозиции так: использование приёмов повторения и соединения реальности и вымысла вызывает чувство ностальгии и ощущение быстротечности жизни.
Вторая выставка «Я моторы и гондолы разбираю на части» представляет из себя пространство с шатрами, флажками и костюмами, что является иллюстрацией к песне «Мумий Тролля» про карнавал.
Также привлекают внимание движущиеся инсталляции.
Пространство продолжается берёзовой рощей с одной стороны и спуском на набережную Москва-реки с другой.
Уже после после посещения ГЭС-2 прочитала в интервью арт-менеджера Терезы Мавики (партнёра инвестора этого проекта миллиардера Леонида Михельсона) газете «Ведомости». Она рассказывала, как подыскивала помещение для произведений искусства из коллекции фонда и приметила здание ГЭС-2:
.«Я не ожидала, что это целый город в городе – основное здание, новый корпус, внутренние постройки, гаражи, трубы, всё грязное, старое. Леонид Викторович, Михельсон как инженер, сразу оценил эту архитектуру [...]. Он сказал: „Тейт“ отдыхает».
И тут я вспомнила, где я всё это уже видела. - Тейт Модерн (Tate Modern) в Лондоне.
Галерея открылась в 2000 году тоже в помещении бывшей электростанции на южном берегу Темзы.
Дождь застал нас на мосту Миллениум, который как раз ведёт к Тейт Модерн и мы побежали туда вместе с толпой родителей, гуляющих с детьми.
Турбинный зал, огромный, похожий на пещеру вестибюль Tate Modern, известен специально заказанными для него инсталляциями,
Если подняться на самый верх, оказываешься в детской и интерактивной зоне под перекрытием электростанции над бывшим блоком с котлами.
Ну, а для взрослых и любознательных детей Тейт Модерн находится коллекция международного искусства, созданного с 1900 года. Много там и работ русских художников.
И берёзы рядом тоже есть.
Думаю, что соревноваться в области архитектуры объектам такого направления не стоит- каждый город имеет свой неповторимый облик и реконструированные промышленные преприятия также становятся городскими достопримечатедьностями.
Да, и реки везде разные.
К тому же основная задача этих объектов - организация досуга посетителей, то есть не менее важным становится наполнение этих пространств — образовательные программы, спектакли, концерты, выставки, спортивные занятия, фестивали и праздники, интересные и местным жителям и гостям каждого города.