Европейская комиссия решила, что электростанции, работающие на природном газе, можно считать генераторами #зелёной энергии. Это означает, что они могут считаться устойчивыми инвестициями наряду с #ядерной энергетикой. Технические правила комиссии по устойчивому финансированию классифицируют перечень устойчивых видов экономической деятельности в ЕС. В соответствии с этими руководящими принципами, #экономическая деятельность, которая может помочь странам ЕС удовлетворить свои энергетические потребности при переходе от угольной энергетики, может считаться устойчивой.
Как только правила были обнародованы в конце декабря 2021 года, возникла проблема. Австрия пригрозила подать в #суд на комиссию, утверждая, что классификация инвестиций в природный газ как устойчивых нарушит юридическое обязательство ЕС сократить #парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года. #Дания, #Люксембург и #Испания отклонили правила в открытом письме, заявив, что они отвлекут инвестиции от возобновляемых источников энергии. Испания также объявила, что установит свои собственные правила, которые исключат инвестиции в сектор природного газа.
Страны Восточной и Центральной Европы, такие как Венгрия, Польша и Румыния, наряду с Францией и другими поддержали технические правила как практические и выполнимые. Тем временем Великобритания, США и другие крупные экономики внимательно следят за тем, что ЕС классифицирует как устойчивое, – это может повлиять на их собственные инвестиционные решения.
ЕС утверждает, что правила “помогают инвесторам в нахождении общего языка и единых критериев” для определения “того, какие виды экономической деятельности могут считаться экологически устойчивыми”.
Руководящие принципы действительно необходимы для предотвращения финансовой "зелёной промывки"(Зелёная промывка). Без нормативных критериев, определяющих, что квалифицируется как устойчивое, предприятия могут легко представить свою деятельность как более экологически безопасную, чем она есть на самом деле, для привлечения инвестиций.
ЕС нуждается в большем объёме инвестиций в низко углеродные отрасли промышленности для достижения своей цели на 2030 год. Но правила только обязывают компании, работающие в ЕС, раскрывать долю своих расходов и оборота, связанных с устойчивой деятельностью. Обязательное раскрытие информации позволяет, по крайней мере, теоретически, экологически сознательным инвесторам принимать обоснованные решения.
Основные рамки руководящих принципов были приняты в июне 2020 года. В нем говорится, что экономическая деятельность должна способствовать достижению одной из шести экологических целей ЕС, включая смягчение последствий изменения климата. Она не должна препятствовать какой-либо другой цели и должна соответствовать минимальным социальным гарантиям, таким как уважение прав человека.
Но ЕС потребовалось до декабря 2021 года, чтобы завершить разработку технических правил, определяющих устойчивые инвестиции. Зависящие от газа страны Восточной Европы, проядерная Франция и нефтяные компании лоббировали включение природного газа и ядерной энергии в руководящие принципы.
Чтобы выйти из тупика, был достигнут компромисс. Газовые электростанции, которые получат разрешение к 31 декабря 2030 года и будут выделять парниковые газы, эквивалентные 270 г CO₂ за каждый киловатт-час (кВт * ч) электроэнергии, будут помечены как устойчивые. Фирмы, эксплуатирующие такие установки, должны предоставить план, демонстрирующий, что они полностью перейдут с природного газа на низкоуглеродистое топливо или возобновляемые источники энергии к 31 декабря 2035 года.
Насколько экологичен природный газ?
Европейская комиссия утверждает, что включение электроэнергии, вырабатываемой из природного газа, в свои руководящие принципы по экологическим инвестициям поможет ЕС достичь своих целей по декарбонизации электроэнергии на 2030 год, поскольку страны ЕС, зависящие от угля, перейдут на природный газ, снизив свои общие выбросы.
Но некоторые эксперты, участвовавшие в разработке технических правил, подчеркнули, что вся будущая выработка энергии в ЕС должна быть ниже порогового значения 100 г CO₂ за кВт * ч, а не 270 г, если блок должен выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению и помочь ограничить глобальное потепление значительно ниже 2°C. Некоторые утверждают, что включение электроэнергии, вырабатываемой из природного газа, в категорию устойчивой, нарушает собственный правовой принцип ЕС о том, чтобы не наносить существенного вреда, поскольку такой шаг может отвлечь инвестиции от возобновляемых источников энергии на газ.
Испания, Дания и Люксембург утверждают, что руководящие принципы невольно узаконивают то, для чего они были приняты в первую очередь: "зелёную" промывку инвестиций. И хотя газовые энергетические компании должны подробно рассказать, как перейти на возобновляемые источники энергии или низкоуглеродные источники, правила не налагают на них юридических санкций, если они этого не сделают-или если их будущие обязательства не будут выполнены.
Перспектива безудержного злоупотребления правилами оставляет инвесторов без юридической уверенности в том, что их деньги будут финансировать только устойчивую деятельность. Группа институциональных инвесторов по изменению климата, глобальный консорциум с активами в 50 триллионов евро (42 триллиона фунтов стерлингов) под управлением, обвинила комиссию в том, что она разочаровала инвесторов зелёными амбициями.
Руководящие принципы ЕС по инвестициям привлекли внимание многонациональных корпораций, регулирующих органов и международных банков. Отчасти это связано с тем, что США и Великобритании еще предстоит разработать всеобъемлющее руководство по устойчивым финансам. Хотя в Китае с 2015 года действуют правила, которые в значительной степени помогают китайским банкам определять, что считается устойчивыми инвестициями, когда они предоставляют кредиты корпорациям, он работает над согласованием своих руководящих принципов с руководящими принципами ЕС.
Инвестиционные правила ЕС должны быть приняты позднее в 2022 году. Они могут спровоцировать судебные баталии, поскольку суды привлекают страны к ответственности за недостаточно быстрое сокращение выбросов.
Поскольку ожидается, что руководящие принципы установят глобальный шаблон для измерения устойчивости инвестиций, "зелёная промывка" инвестиций в грязное топливо, вероятно, будет продолжаться без ослабления.
Дорогие гости канала, а что думаете Вы, прочитав этот материал?
Откажутся ли они от нашего газа? Думаю, ваше мнение будет интересно узнать всем!
Надеюсь, Вас заинтересуют темы как прошлых, так и последующих статей. Подписывайтесь!
Использован материал