Пальцы шпарят гаммы, глаза сканируют книжку с пюпитра.
Я такое знаю из уст профессионалов - и нет, я так не умею. Ну что сказать? Типичный теоретик, всё только через голову, плюс моторика не ах.
И это, конечно, взрослый трюк. С ребятнёй всё иначе. Мне тут автоматики не понять; я буду у своих каждый мотивчик досматривать. Спросите, до каких пор? А пока не пойму, что они меня в исполнительстве круче. Верю: сей расклад не за горами.
Я много раз писала о том, что категорически против любой самостоятельности в ущерб качеству - не только на ниве музыкального образования. Проще говоря, мне не лень помочь. Или нет, не так! Я помогу, досмотрю, позабочусь, добьюсь с чадушком результата - и только в этом случае стану ночью нормально спать. Мне ж интересно, господа хорошие, чтобы потомки играли, а ещё пели и соображали на уровне.
Следовательно, байки о детях-"пленниках", запертых в комнате на часок-другой, а то и на все четыре, в компании любимого инструмента, - для меня звучат в меру бредово. Очевидно, здесь нет гарантий прогресса: в своём безнадзорном варианте, предмет не управляется количественно. Ребёнок вряд ли сможет планомерно работать - но, несомненно, заполучит привычку "отбывать срок", тянуть время, выдумывать ему самое невероятное наполнение - шкодить от скуки и от страха. Спустя время, жёсткие-бескомпромиссные родители будут неприятно удивлены скромному результату. Найдутся и такие, что банально удвоят пресловутое заточение. Жаль малышей.
Нынче мне, преподавателю консерваторского училища, хочется поделиться организационным опытом. Расскажу, вкратце, о том, каким образом в нашей семье обеспечиваются максимально продуктивные занятия музыкой для двоих школьников и "подготовишки". Дети осваивают разные инструменты. Путь в профессию - не исключён. Через пару лет планирую вовлечь самого младшего сына.
В нашей жизни обязательны и времяёмки: родительский труд/заработок по специальности, общеобразовательная школа (только очно, без режимных вольностей), детский сад (системно, ровно, "как на работу"). Соответственно, нет иного пути, кроме как интенсифицировать музыкальный тренаж - в условиях жёсткого цейтнота. "Воровать" [определение моего консерваторского профессора] я, на сегодняшний день, искренне не готова. Но есть один волшебный момент: грамотно распорядившись даже скромным временнЫм ресурсом - понимаешь вдруг, что всё не так уж и печально, а возможностей немало; необходимо лишь разглядеть их там, где, обывательски, они не видны.
Вне дома - значительно лучше. Будние вечера и/или суббота в музыкальной школе доступны любой семье, решившейся обучать ребёнка в данной сфере. Обстановка организует; пианистам можно выбрать высококлассный рояль, что воспитывает уши результативнее любых внушений. Если войти в систему, можно периодически репетировать в зале. Ключевой момент: всё это должно быть интересно именно семье - в частности, ответственным за процесс взрослым. Даже самый мыслящий ребёнок такого в одиночку не организует. И да, это вновь присутствие старших товарищей рядом - не педагога, не репетитора, но родных, понимающих родных, которым не свойственно обольщаться. И нет, этот вариант не для тех, кто настаивает на необходимости "строго в 21 час - ко сну". Уж извините, такое отзывается лишь в "лайт-версии" ДМШ, из серии "водить в кружки" (как мне тут, бывало, писали сторонние комментаторы - "с горящими глазами").
Далее, ротация - логично выстроенная, настойчиво контролируемая, неоднократная смена деятельности вечерами и в "выходные" дни. Особенно актуально - для многодетных семей с несколькими учениками-музыкантами! Родитель занят делами специального класса с одним из ребят, в то время как другие получают, на соответствующий отрезок времени, теоретические/общеобразовательные задания от педагогов, по возрасту. Небольшой перерыв, "пересменка" - далее по кругу. Разумеется, пропорционально текущему уровню и психической готовности - с акцентом на более старших героях.
А хронометраж как таковой здесь, простите, ни при чём. Было бы охоты... Важно: у детей есть именно столько активного времени для ежедневных занятий музыкой, сколько в состоянии выделить родитель. ОТПУСКАТЬ - без потери качества! - выборочно, постепенно, в старших классах. Отпускать - истинных ценителей, но не "слепых котят", которым, кроме как за часы-минуты, и ухватиться-то не за что. Требовать от ребёнка, руководствуясь планом учителя, - но не сажать, в гордом одиночестве, к пианино, и не ставить, беспомощно-растерянно, с пультом и флейтой наперевес, посреди закрытой комнаты.
Соглашусь, родителю-музыканту принципиально понятнее вся эта "индустрия". Но, по моему глубокому убеждению, неравнодушие к честному прогрессу здесь во сто крат важнее профессионального взгляда "изнутри". В комплексе - кто ж поспорит? - лучший вариант. Но не единственно возможный.
Время от времени у меня на канале возникают едкие, провокационные комментарии о "личном времени". В общих чертах, они сводятся к следующему: "Вы, автор, злы и категоричны, отказывая родителям юных музыкантов в их собственной, НОРМАЛЬНОЙ, человеческой жизни, где всегда есть место культурному отдыху, досугу, быту, вкусной еде, достаточному сну и прочим тёпленьким плюшкам..." Вариантов подачи - немало.
Скажу так. Я далеко не юная мама четверых детей: все рождены после 30. Из возраста, когда личный комфорт имел для меня решающее значение, я вышла давным-давно. Ценой поверхностного подхода к детским музыкальным занятиям, ценой закономерной серости моих ребят - мне вряд ли органически нужно что-то "извне".
Мечта такая - по возможности, больше и интенсивнее заниматься с рождёнными мною музыкой. Сохранить для этого силы и свежесть восприятия, несмотря на огромную рабочую нагрузку.
А "личное время"? Да брехня всё это, дорогие читатели... когда есть цель и эта цель обращена к детям. Примитивный мармелад, самая что ни на есть дешёвка, пустое нытьё ни о чём.
Еду в метро, в автобусе, топаю поперёк Арбата - и раздумываю о жизни, и пишу помаленьку, одним большим пальцем, свои тексты - и посылаю их, при первой возможности, вам.
Нормальная такая терапия, отличная возгонка мысли, самая рабочая чистка совести. Очень личная, очень нужная.
Всем плодотворной новой недели!