Найти тему
Белорус и Я

Как появилась на свет самая известная советская скульптура

Оглавление

Отсекая лишнее

О создателе одной из самых знаменитых и копируемых скульптур в СССР, – «Девушки с веслом», – нам рассказал его сын, директор московской Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева Ромуальд КРЫЛОВ-ИОДКО.

Ромуальд Ромуальдович любил музыку, и для того были серьёзные основания. Родился он 20 ноября 1894 года в Слуцке в польско-литовской музыкальной семье евангелистов-реформаторов. Дед по материнской линии был органистом городского евангелистского костела, по отцовской – тоже органистом, но уже Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Старший брат Витольд Иодко был знаменитым цитристом. Почтовые карточки с его изображением продавались в начале XX века не только в России, но и в Австрии, Польше, Германии. Несколько его цитр сейчас хранятся в Государственном музее музыкальных инструментов им. М.И. Глинки и в музее музыкальных инструментов Санкт-Петербурга.

Профессор Вильнюсской консерватории Витольд Ромуальдович Иодко с цитрой, 1916г.
Профессор Вильнюсской консерватории Витольд Ромуальдович Иодко с цитрой, 1916г.

Судьба среднего брата, Адама, сложилась трагически. Он воевал на фронтах Первой мировой, мобилизовался, вступил в ряды ВКП(б), в середине 1920-х руководил информационным и организационным отделами Центрального архивного управления РСФСР. В конце 1928 года его назначили заведующим Центральным архивным управлением БССР в Могилёве. 6 декабря 1937 года Адама Иодко арестовали «за шпионаж». Погубило увлечение искусственным языком эсперанто, который Адам Ромуальдович активно продвигал и в России, и в Белоруссии. Для следователей признания в этом грехе оказалось совершенно достаточно. Действительно, зачем советскому человеку изучать чуждый рабочему духу язык, как не для шпионских переговоров? 13 января 1938 года Адама Иодко расстреляли. А в 1957 году полностью реабилитировали.

Адам Ромуальдович Иодко, 1914г.
Адам Ромуальдович Иодко, 1914г.

Друг наркома

Ромуальд Иодко окончил гимназию в Слуцке в 1912 году. К тому времени он хорошо знал 9 языков – русский, латинский, греческий, французский, немецкий, польский, литовский, белорусский и эсперанто. Казалось бы, с таким языковым багажом перед юношей открывалось большое филологическое будущее. Или, учитывая семейное влияние, музыкальное. Но его влекла стезя другая. Уже в сентябре того же 1912-го она привела юношу в московское Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище.

Строгановское  училище до революции
Строгановское училище до революции

Его учителями стали знаменитые скульпторы Николай Андреев и Сергей Алёшин. Студент показал себя настолько талантливым, что к празднованию 300-летия Дома Романовых, которое отмечали в Российской империи в течение почти всего первого полугодия 1913 года, дирекция поручила ему вырезать из дерева шкатулку, которая стала подарком от училища императорской династии.

И Февральскую, и Октябрьскую революцию Ромуальд Иодко принял достаточно спокойно. Ему было не до политики: в 1917–1918 годах он работал над двумя скульптурами физкультурниц, которые установили перед зданием Института физкультуры, как раз открытом в экспроприированном советской властью дворце графа Разумовского на Гороховской улице (ныне улица Казакова). Иодко был не только автором парадных скульптур, он выступил одним из инициаторов создания института вместе с наркомом просвещения Луначарским.

В 1924-м по просьбе наркома мастер создаёт с натуры скульптурный портрет Айседоры Дункан и в 1925-м показывает его на выставке. Тогда же он участвует в конкурсе на лучший проект памятника «Жертвам 1905 года» на Красной Пресне, а в 1926 году на выставке общества «Всехудожник» демонстрирует работу «Мужской портрет».

К тому времени он уже работает во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские, с 1926 года – ВХУТЕИН) старшим ассистентом кафедры скульпторы, а в 1926 году становится доцентом кафедры скульптуры.

Три шедевра

После реорганизации ВХУТЕИНа в 1930-м Ромуальд Ромуальдович переходит в качестве доцента-руководителя кафедры скульптуры в Московский архитектурный институт, где работает до 1937 года. Это один из самых ярких периодов его деятельности.

В 1930 году он создаёт скульптуру «Прыжок в воду», более известную под названием «Пловчиха». Она имела огромный успех, позднее её копии установили в парках Львова, Калуги, Таганрога, в санаториях Кисловодска, Геленджика, Сочи...

С 1930 года во многих городах страны, в Воронеже, Днепропетровске, Оренбурге, Омске, Краснодаре, Сталинграде, устанавливаются фонтаны «Детский хоровод». Ромуальд Иодко сделал его как иллюстрацию к сказке Чуковского «Бармалей», в которой по просьбе доброго доктора Айболита крокодил проглатывает злодея Бармалея. Шесть детей – три мальчика и три девочки – танцуют вокруг крокодила. Вокруг них сидят восемь лягушек на гранитном постаменте.

Фонтан стал знаменитым в августе 1942 года, когда после немецкого авианалёта на Сталинград его сфотографировал фронтовой корреспондент Эммануил Евзерихин. Фотография облетела весь мир и стала символом Сталинградской битвы. Весь город разрушен, а фонтан как символ борьбы света со злом остался.

Фонтан «Детский хоровод» в Сталинграде, август  1942г.
Фонтан «Детский хоровод» в Сталинграде, август 1942г.

После войны фонтан был восстановлен, но в 1950-х годах снесён. В августе 2013 года по инициативе байкера Александра Залдостанова (Хирурга) был открыт фонтан-реплика «Детский хоровод», воссозданный перед вокзалом в Волгограде. Автором стал бывший ассистент Иодко, а ныне народный художника РСФСР, действительный член Российской академии художеств Александр Бурганов.

«Обнажёнку» отправили в ссылку

В 1935 году Иван Шадр создал скульптуру обнажённой девушки с веслом. В первом варианте высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была 12 метров, она была поставлена в центре фонтана на главной магистрали в ЦПКиО им. М. Горького. Однако скульптуру быстро и сурово раскритиковали как чересчур сексуальную и не соответствующую духу социализма и в том же году перевезли в парк культуры и отдыха Луганска.

И.Д. Шадр «Девушка с веслом», 1935г.
И.Д. Шадр «Девушка с веслом», 1935г.

К СВЕДЕНИЮ

Считается, что свою «Девушку с веслом» Шадр лепил со студентки Московского института физкультуры Веры Волошиной. Вера была настоящим героем своего времени: занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой, в аэроклубе освоила пилотирование самолёта-истребителя И-153 «Чайка», прыгала с парашютом. В октябре 1941-го добровольно вступила в ряды Красной армии и была зачислена в диверсионную партизанскую школу Западного фронта. За месяц у неё было семь удачных засылок в тыл к немцам.
В ноябре она подружилась с присланной в отряд вчерашней школьницей Зоей Космодемьянской. На своё последнее задание 21 ноября 1941 года девушки уходили вместе. И казнили их одновременно, 29 ноября. Только Зою – в деревне Петрищево, а Веру – в соседнем селе Головково. Последними её словами были: «Наши всё равно победят. Вот увидите!» В 1994 году разведчице Вере Волошиной посмертно было присвоено звание Героя России.
Герой Российской Федерации Вера Даниловна Волошина. Фото: wikipedia.org
Герой Российской Федерации Вера Даниловна Волошина. Фото: wikipedia.org

Через год Шадр создал второй вариант «Девушки с веслом». Он изменил героине причёску, сделал её менее сексуальной и убрал мужские мускулы. Фигура девушки стала тоньше и романтичнее. Поставили её там же, где стоял и первый вариант. Скульптура простояла в парке два года и была разрушена в 1941 году немецкой бомбой.

Но значительно большую известность получила «Девушка с веслом» Ромуальда Иодко. Так получилось, что оба скульптора развивали тему почти одновременно. Первый вариант Ромуальд Ромуальдович подготовил также в 1935 году, он был установлен в комплексе фонтана на стадионе «Электрик» в Черкизове и на набережной Москвы-реки.

В 1936 году скульптор создаёт новый вариант «Девушки с веслом», который установили на водном стадионе «Динамо», а позже – во множестве других городов СССР. Можно смело утверждать, что эта «Девушка» – самый известный в нашей стране образец парковой скульптуры. И сейчас её можно встретить в Петрозаводске, Хабаровске, Геленджике...

Отличить работу Иодко от творения Шадра легко. Высота гипсовой скульптуры первого в несколько раз меньше, всего 2,5 метра. Это вместе с веслом, высота самой фигуры соответствует человеческому росту. И главное, девушка Иодко одета в нормальный женский закрытый купальный костюм.

«Девушка с веслом», Шадра (слева, 1936г.) и Иодко (1935 год)
«Девушка с веслом», Шадра (слева, 1936г.) и Иодко (1935 год)

«В каждой – частица тебя...»

Очень важным для скульптора стал 1937 год. На башнях управления канала Волга – Москва была установлена скульптура «Строительница». Иодко перешёл из Архитектурного института в Московский государственный художественный институт. Тогда же его выбирают председателем правления скульптурной секции Московского союза художников.

-15

В архиве сохранился протокол заседания, на котором это произошло. Были выставлены пять кандидатов: Вера Мухина, Иван Шадр, Иван Ефимов, Исаак Менделевич и Ромуальд Иодко. Мухина на заседании по уважительной причине отсутствовала. Иодко же, пытаясь взять самоотвод, продвигал именно её:

«ИОДКО: Я считаю, что Мухина – самая подходящая кандидатура. Её все знают как человека объективного, всеми уважаемого, очень хорошего организатора. Но согласится ли она, а так все данные налицо... Я для должности председателя совершенно не гожусь. Я с удовольствием буду работать как рядовой член правления. Во-первых, я не умею выступать, что часто приходиться делать председателю. Работать я буду, но не в качестве председателя».

Однако столпы советской скульптуры 44-летнего Ромуальда не послушали и проголосовали за его выдвижение единогласно.

Но важное другое. В том же 1937 году Иодко встретил 20-летнюю студентку вокального факультета Музыкального училища при Московской консерватории Валентину Крылову, которая до конца жизни стала его музой.

В одном из писем он писал ей: «Как печальны будут мои девушки в скульптуре, какими чистыми и целомудренными они будут, в каждой будет частица от тебя. И если ты увидишь мои работы, ты поймёшь, что ты в них..

И ещё, в 1937 году скульптор получил от Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина заказ на изготовление памятника Гоголю. Его реализации помещала Великая Отечественная война.

Война не пощадила и Художественный институт. Многие студенты ушли на фронт, часть эвакуировалась в Самарканд, но работа продолжалась и в Москве. Фронт остро нуждался в агитплакатах и боевых листах, надо было оформлять военно-политические плакаты, новые бланки, боевые листки и грамоты. Три «арт-бригады» возглавили график и плакатист Дмитрий Моор, классик соцреализма Александр Дейнека и скульптор Ромуальд Иодко. В их распоряжении остались 18 профессоров и 47 студентов.

Р.Р. Иодко, 1941г.
Р.Р. Иодко, 1941г.

Безродный космополит

В мае 1948 года прошла вторая сессия Академии художеств СССР, на которой собравшиеся «сурово осудили порочное, антинародное, формалистическое направление в подготовке композиторов и художников в стране». Мастера кисти отметили, что во многих вузах «плохо пропагандируются лучшие традиции русского искусства», что «ряд педагогов художественных вузов игнорируют лучшие образцы советского изобразительного искусства, созданные по методу социалистического реализма, на основе глубокой идейности, народности и высокого профессионального мастерства». Фактически художников и скульпторов обвинили в космополитизме и непрофессионализме.

Особенно досталось старому другу Иодко скульптору Александру Матвееву. Член-корреспондент АХ СССР Евгений Вучетич заявил, что его программа преподавания представляет собой шаманство и изобилует такими понятиями как «скульптурное видение», «способность объёмно-пластического видения» и так далее.

Как результат, вскоре вышел приказ академии № 45, на основании которого «профессоров А.Т. Матвеева, А.А. Осмёркина как носителей формалистических тенденций в творческой и педагогической практике... профессоров Г.Т. Горощенко, И.И. Чекмазова, Р.Р. Иодко» и многих других освободили от работы.

Причина такой расправы над художниками была не столько политическая и социальная, сколько экономическая, знающим людям вполне понятная. Только что окончилась война, страна поднималась из руин, неумолимо приближалось золотое для монументалистов время. Матвеев в своих воспоминаниях писал о злосчастной сессии: «Инициаторы очередной репрессивной идеологической кампании... освобождали советскую культуру от «чуждых элементов», а по существу – изолировали наиболее сильных конкурентов вместе с их школой от больших и хорошо оплачиваемых заказов, тот, кто развязал эту травлю, хорошо знал, что приближается пора больших памятников и раздел выгодных проектов. В итоге десятки уважаемых и зарекомендовавших себя скульпторов были выброшены из творческой системы и не могли участвовать в конкурсах».

Целый год Иодко не имел права где-либо преподавать и бороться за госзаказы. Руку помощи ему подал один из первых его строгановских учителей, директор московского Института прикладного и декоративного искусства Сергей Алёшин. Но для того чтобы взять профессора на работу, Академия художеств СССР должна была снять с него «епитимью» – запрет на преподавание. Для этого необходимо было получить несколько серьёзных рекомендаций от самых знаковых деятелей искусства. А теперь представьте: 1949 год, опальный «художник-космополит», без пяти минут «саботажник» или, того хуже, «враг народа», обращается за помощью. Последствия для помогающего могут быть самыми печальными. Минимум «пособничество космополиту», а о максимуме и говорить страшно. Для того чтобы в такой ситуации дать положительную рекомендацию, необходима была смелость, граничащая с героизмом.

И герои нашлись. Первым стал народный художник СССР вице-президент Академии художеств СССР Фёдор Фёдорович Федоровский, по проекту которого сделаны рубиновые звезды Московского Кремля. В своей рекомендации он пишет «Скульптора Р.Р. Иодко знаю давно, когда он учился в бывшем Строгановском училище (1912–1918 годы). Он всегда отличался хорошими успехами, инициативой в творчестве и большим трудолюбием… Рекомендую товарища Иодко Р.Р. для зачисления на работу в Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) как профессора с большим стажем и бывшего строгановца».

Следом за Федоровским прекрасные рекомендации дали народный художник СССР, академик АХ СССР, лауреат пяти Сталинских премий Вера Мухина, народный художник РСФСР академик Игорь Грабарь и народный художник СССР, лауреат Сталинской премии академик Сергей Меркуров.

После восстановления в должности профессора кафедры скульптуры у скульптора начинается новый активный творческий период. В конце 1949 года он участвует во Всесоюзной выставке, где показывает портрет Марии Агеевой, рабочей завода Войкова, «Стахановка». Годом позже создает для ВДНХ проект скульптуры «Колхозник».

В 1952 его снова приглашает Строгановское училище на должность заведующего кафедрой архитектурно-декоративной скульптуры. Через пять лет назначают деканом кафедры академической скульптуры. В год своего семидесятилетия он делает ещё одну работу, «Девушка с ящерицей», в которой уже в несчётный раз запечатлевает образ любимой Валеньки.

На 75-летний юбилей правление Московской организации Союза художников РСФСР отметило: «И сами вы – вся ваша жизнь, ваши произведения – являетесь для ваших учеников прекрасным примером того, как должен жить и трудиться художник, чья жизнь отдана искусству».

Подготовил Валерий ЧУМАКОВ

Фото из архива Ромуальда КРЫЛОВА-ИОДКО

© "Союзное государство", № 10, 2016

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему
Культура Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3