Имя поэта отчеканено золотыми символами в мировой литературе. Есенина любят и ценят не только в России, но и по всему миру. Сергей Александрович – это настоящий русский самородок. Был рожден 3 октября 1895 года в простой крестьянской семье, семье тружеников. Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.
Есенин с ранних лет чувствовал в себе тягу к поэзии. Он был очарован природой родного края, просторами рязанских полей и широтой души крестьянина на селе.
Отрывок из стихотворения о своей родине – селе Константиново, Рязанского уезда:
- «Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном...»
В 1912 году молодой Есенин перебирается в Москву, столицу Российской Империи. Там он работает в мясной лавке купца Крылова, где служил старшим приказчиком его отец. В это время Есенин жил в Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова. Позже Сергей Александрович находит работу в типографии И. Д. Сытина.
В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые опубликованы стихотворения Есенина под псевдонимом «Аристон» - «Берёза».
Отрывок из стихотворения «Береза»:
- «Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...»
В 1915—1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого. Октябрьский переворот 1917 года Есенин встретил восторгом.
К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», поэма «Пугачёв».
Отрывок из стихотворения «Исповедь хулигана»:
- «Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб…»
В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё его время.
В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным едет в Среднюю Азию, посещает Урал и Оренбуржье. Гостит в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступает перед публикой, читает стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей.
В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. На Есенина было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве. Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит:
«спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе».
Отрывок из стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут»:
- «Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь...»
В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер». Из нее живым поэт уже не выйдет. Суицид – это официальная версия смерти Есенина.
Отрывок из стихотворения «Исповедь самоубийцы»:
- «Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне...»
Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие художественные образы в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами. Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.
Творчество поэта оказало заметное влияние на отечественную поэзию первой половины 20 века. Следует отметить, что многие авторы рассматриваемого времени писали на крестьянскую и народную тему, однако только Серей Александрович добился такого большого влияния в отечественной литературе. Он одним из первых поднял и развил тему деревенского и сельского быта в своей поэзии. После него советские поэты стали писать про деревню и жизнь простого народа. Самый яркий пример — поэты-шестидесятники.
Отрывок из стихотворения «Свищет ветер, серебряный ветер…»:
- «Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.»
- Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации. Оставляйте свои комментарии. Обсудим и проанализируем жизнь и творчество легендарных личностей.
#сергей есенин #родина #поэзия #великие дали #вечерний променад