Вообще к Куликовской битве или Мамаеву побоищу вопросов возникает достаточно много, кто, в каких количествах, кто союзник, почему князь не возглавлял войско? И так далее, хорошо хоть вроде локацию события нашли. В череде этих вопросов не на последнем месте поединок Пересвета и Челубея. Очень уж картинно выглядит сшибка поединщиков перед двумя, готовыми к бою, "армиями". Прямо кусочек какого-то рыцарского романа. Нет, я вот прямо с ходу отрицать поединок не буду. Все может быть. Ведь "известны" и другие подобные случаи в нашей истории. Мстислав Удалой и Редедя, например. Тоже схлестнулись перед своими дружинами. Кстати, потомок зарезанного Мстиславом Редеди, вполне себе при Дмитрии Донском боярином был. Живущим в Одинцово большой привет. Да-да, бывшее поместье Андрея Ивановича Одинца, того самого потомка. Или вот Александр Невский и Биргер Магнуссон, которому тогда совсем еще молодой Саша "възложи печать на лице острымь своимь копиемь."
Да и по всему свету периодически нечто подобное происходило. Как бы эти примеры говорят о том, что и Пересвет с Челубеем могли. Беда только в том, что в патриотическом угаре, сначала монахи, а потом еще и писатели "навертели" на вполне могущее быть событие, таких финтифлюшек, что у рационально думающего человека напрочь отбили веру в то, что поединок был. Что ж попробуем разобраться, кто, что и как. Кто? Александр Пересвет и неразрывно с ним связанный брат Родион Ослябя, принято считать их уроженцами Брянска. Вот именно, что принято. Так-то Ослябя именуется боярином Любецким, от города Любутска, сейчас село Троицкое Калужской области. То ли братья, то ли нет - бояре, воеводы, средний комсостав одним словом.
Ну, если не "полковники", то уж точно "майоры"))) Люди в войсках нужные и полезные, кстати и Брянск и Любутск на то время находятся в составе Великого Княжества Литовского, откуда Ольгердовичи дружины привели. Так может Пересвета с Ослябей Дмитрий Ольгердович Брянский на сражение привез? А все более поздние вставки про Сергия Радонежского и двух иноков-"крестоносцев" просто патриотически-пропагандистский миф? Александр Пересвет в Мамаевом побоище погиб, а вот Ослябя "брата" пережил и служил боярином при митрополите Киприане, под старость принял постриг, вот и появился чернец Родион, а потом Андрей Ослябя, а так как у него "брат" был - то он, что? Правильно, тоже монах! А так как все эти "сказания" и "житии" писались много позже события, настолько позже, что "царь" за которого надо было молиться сменился с хана на Московского князя, то и вписали туда "новую версию".
Теперь вместо того, что бы "славить" освободивших церковь от налогов ханов, пошла "прошивка" борьбы с ненавистным игом. И вот, весь из себя набожный и в крестах, Александр Пересвет с божьей помощью вышибает оппонента из седла, намеренно сняв доспехи, что бы, пробитый копьем, максимально ближе к супостату подобраться, и уконтропупив оного, незамедлительно отправляется в рай, что и подтверждается причислением к лику святых.
И не важно, что во время сражения, если судить по "Задонщине" он "на поле поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает когда уже иные лежат посечены". Вот пишу, а перед глазами как живой Мордред "в своей ненависти и ярости рванулся вперед, вонзив в себя еще глубже копье короля Артура, и, сжав обеими руками свой меч, ударил короля с такой силой, что лезвие рассекло шлем и вошло глубоко в голову." Не иначе кто-то Томаса Мэлори начитался, прежде чем поединок Пересвета с Челубеем описывать. Какая там набожность была ярко показывает эпизод где Боброк прямо колдует при князе Дмитрии, предрекая исход боя. А тот не только не пресекает неподобающее православному поведение, а наоборот, с интересом внимает. При таких начальничках и схимники? Как-то не вериться.
Теперь, весь в черном оппонент.
Некто Челубей, он же Темир-мурза, он же Таврул, характер скверный, не женат. Простите не удержался. Так как все-таки его зовут? Лично мне очень нравится "веселая" версия. Дескать это был "наш" перебежчик по прозвищу Челобей, в смысле "бей по челу", но шутки в сторону. Скорее всего "имя" происходит от турецкого челеби Çelebi в смысле "господин" у нас или "мистер" у англичан, или "дон" у испанцев. Просто некто "не простой" выехал покуражиться, мастерство показать. Кем же он был? Вариантов множество, вот эти самые финтифлюшки в действии. И любимец Мамая, батыр,победитель армейских олимпийских игр, и приглашенный со стороны киллер-профессионал. Но самая "прекрасная" версия, по-моему, заключается в том, что этот "Некто" был мастером борьбы боритсу адептом мистического культа "бон-по", древней тибетской религии. Боевым монахом высшей степени посвящения, победившим в трехстах поединках.
И Сергий Радонежский волнуясь о том, что один "намоленный" такого "чернопоясного" может и не одолеть, "намолил" сразу двоих, чтобы если что, было кому бой продолжить. Ну как после такого относиться к "реально бывшему поединку"? В общем, все это от лукавого. Воевода Александр Пересвет, да и Родион Ослябя, вполне себе реальные люди, как князь Дмитрий Боброк, боярин Михаил Бренок, "именитый витязь"Василий Тупик или ратник Григорий Судаков. А вот поединка скорее всего не было. А если и был, то происходил совсем не так, как нам каноническая версия рассказывает.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С