«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» (Мф. 18: 19-20).
Мы не раз говорили о важности молитвы в жизни христианина, о важности богообщения и о том, какую благодать верующий получает в молитве. Но одно дело, когда христианин молится дома один, а другое дело, когда он молится в собрании верующих, да ещё и в месте, которое специально предназначено для молитвы – в храме Божием, где Господь присутствует особым благодатным образом. Храм – это дом молитвы, там присутствует много Ангелов, это Небо на земле, в ней присутствует Бог, как в святом городе новом Иерусалиме на Небе, так в Церкви - на земле. Святой город Иерусалим является невестой Агнца и Домом Божием на Небе, Церковь – на земле. «Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.» (Псалом 134: 21). «Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях». Преподобный Иларион Оптинский. Люди предстоят Царю славы, Самому Господу, Сотворившему небо и землю, как святые Ангелы предстоят Господу на Небе, так и мы на земле. Как Ангелы на Небе прославляют Бога, так и мы служим Богу Литургию. «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба.» Свт. Иоанн Златоуст. Таким образом, человек приобщается миру горнему, куда и стремится попасть христианин после смерти физического тела. И из-за того, что в храмах служится Литургия, этот мир ещё существует. Служение Литургии имеет значение для всего мира. В храме на Литургии изливается Божественная благодать, приносится Бескровная Жертва, верующие могут причащаться Святых Христовых Тайн. «Между тем, из чудес – самое важнейшее и есть Божественная Литургия. Ради Божественной Литургии солнце на небе светит днем, луна – ночью, и звезды небесные – тысячи их – свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом. Повторяю, земля только затем приносит плоды: хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой Престол при совершении Литургии.» Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Когда человек принимает участие в Божественной Литургии, то его Ангел-Хранитель с ним молится, а верующий получает благодать и защиту от Господа. А церковные песнопения настраивают верующего на благочестие. Человек, когда посещает Божественную Литургию, очень много приобретает для себя, а не посещая Литургию без уважительной причины, много теряет. Господь говорит: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20: 9-11). Также и нам следует седьмой день посвящать Господу. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.» (Мф. 5: 17). Когда человек предстоит Богу в собрании верных, - это богообщение в собрании верных. Верные Господу христиане, любящие Его, любят посещать храм Божий. «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его.» (Псалом 26: 4). На Всенощном Бдении поётся: «Воскресение Христово видевше… и там есть такие слова: «Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению». Те, кто посещает регулярно церковные службы, показывают этим верность Господу в малом. Поэтому важно присутствовать на Литургии.
Если человек без уважительной причины не посещает Божественную Литургию, то он многое теряет. Например, в притче о званых и избранных, званые отказались прийти на брачный пир к царю, под которым подразумевается Сам Господь, выбрав земные блага, (см. Мф. 22: 1-14). Но ведь всё начинается с малого, с непосещения храма в выходной день без уважительной причины, когда человек находит постоянно более важные дела, чем посещение храма Божия, где совершается Богослужение. Хотя, что может быть важнее спасения души? Некоторые говорят: «зачем ходить в храм, ведь Бог у меня в душе?». На это хорошо ответил отец Димитрий Смирнов: «Я всем, кто верует в душе, предлагаю всегда такое упражнение: есть в душе, пить в душе, жениться в душе. Вот понравилась девушка, взял на ней и в душе женился. И пошел. А еще можно в душе за зарплатой ходить в кассу. Так в душе в кассу пошел и довольно. И предприятию прибыль, и тебе хорошо, ты в душе получил зарплату. Можешь даже в душе даже побольше получать раза в два. Поэтому вера в душе — это вообще отсутствие веры.» Лучше отложить все свои дела, не полениться и быть в числе избранных, кто присутствует на этом празднике, лучше посетить Божественную Литургию. А стоя на Литургии, следует благоговейно внимать словам молитв и песнопений. Для человека большая честь и счастье присутствовать на Литургии, и нужно благодарить Бога, что Господь сподобил вас присутствовать на этом празднике. «Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, до тех пор, пока это счастье не отнимется от него. К сожалению, человек не ценит ни солнце, ни воздух, ни свет. Настанет темнота, отберется воздух, и нечем ему будет дышать – тогда поймет человек и оценит, чем он обладал и чего лишился. Имеющий возможность быть на Божественной Литургии – не бывает, а кто ходит – стоит рассеянно, внося с собой житейские помыслы и заботы. Почему это так? Да потому что он не вдумывается, что такое Литургия. Человек не понимает всю глубину и важность совершаемой пред его глазами Великой Тайны.» Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме.» (Псалом 121: 1-2).
«Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего, В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю.» (Псалом 133).