Найти тему

Развертывание войск Байденом для поддержки Украины вызывает вопросы

316 прочитали
Решение президента США отправить 2000 военнослужащих в Восточную Европу вблизи Украины вызывает столько же вопросов, сколько и ответов.

Решение президента США отправить 2000 военнослужащих в Восточную Европу вблизи Украины вызывает столько же вопросов, сколько и ответов. Президент Джо Байден объявил 2 февраля 2022 года, что США направляют несколько тысяч военнослужащих для помощи союзникам по НАТО в Европе, поскольку массовое наращивание российских войск угрожает нарушением суверенитета Украины.

По оценкам, 2000 американских военнослужащих направляются из США в Польшу и Румынию, которые граничат с Украиной. Остальные войска в развертывании поступят из тех, кто уже находится в Германии. Этот шаг был предпринят вскоре после того, как администрация Байдена объявила о переводе 8500 человек в состояние повышенной боевой готовности в ответ на наращивание Россией 100-тысячного военного контингента вдоль границ Украины.

США заявляют, что не будут размещать войска на территории Украины, которая не является членом НАТО. Но что произойдет, если вместо этого США направят тысячи военнослужащих близко к Украине? Как эксперты по национальной безопасности, мы считаем, что необходимо учитывать несколько важных факторов, поскольку военные действия США могут еще больше усилить напряженность в Восточной Европе.

А есть ли у Байдена полномочия на это? Конституция США устанавливает президента в качестве главнокомандующего вооруженными силами страны. Эта роль дает президенту возможность корректировать численность зарубежных войск как в мирное, так и в кризисное время. Но использование президентом этой власти в прошлом почти всегда вызывало споры.

Конгресс пытался ограничить размещение войск в небоевых зонах за границей. Например, в 1951 году Сенат провел слушания по вопросу о том, может ли президент направить дополнительные войска в страны-члены НАТО в мирное время. Свидетели, в том числе бывший госсекретарь Дин Ачесон, утверждали, что Конституция и Североатлантический договор гарантируют право президента на такие развертывания.

Конгресс имеет право финансировать вооруженные силы и официально объявлять войну, и уже более 100 лет обсуждает вопрос об ограничении средств на различные военные операции. Но лишь немногие политические или юридические меры ограничили контроль президента над вооруженными силами. Если Конгресс хочет ограничить власть президента в этом отношении, у него есть два варианта: он может выделить ноль долларов на президентский план или принять закон, который активно запрещает финансирование этого плана.

Но на самом деле сократить военное финансирование в США сложно. Президент имеет некоторую возможность переводить средства с существующих военных операций на те, которые финансируются не полностью. Например, президент Дональд Трамп перенаправлял средства из других военных источников на строительство пограничной стены между США и Мексикой в ​​феврале 2020 года, объявив чрезвычайное положение в стране.

В качестве альтернативы, если Конгресс примет закон, который активно предотвращает расходы в определенной области, для успеха этого законопроекта потребуется квалифицированное большинство в две трети голосов членов Конгресса, чтобы преодолеть вероятное президентское вето. Резолюция о военных полномочиях 1973 года, также известная как Закон о военных полномочиях, является примером случая, когда Конгресс попытался восстановить свои военные полномочия и ограничить способность президента в одностороннем порядке принимать решения о развертывании военных сил.

Тем не менее, Закон о военных полномочиях вряд ли будет иметь значение, когда речь идет о том, чтобы Байден наращивал военное присутствие среди членов НАТО. Одна из причин этого заключается в том, что администрация Байдена прямо заявила, что вооруженные силы США не будут воевать на территории Украины и защищать ее от российского вторжения.

Многие президенты обеих партий оспаривают конституционность Закона о военных полномочиях. В последние десятилетия они регулярно ссылались на свои конституционные полномочия по статье II, наделяющие президента статусом главнокомандующего вооруженными силами, что дает ему полномочиям проводить военные операции. Сегодня Конгрессу еще предстоит успешно использовать Закон о военных полномочиях для вывода вооруженных сил, развернутых президентом за границей.

Делали ли другие президенты США нечто подобное? Предыдущие президенты регулярно перебрасывали войска по всему миру, а также направляли войска в регионы, сталкивающиеся с ростом напряженности. Президент Джон Ф. Кеннеди, например, увеличил количество военнослужащих в Южном Вьетнаме с 700 до 16 000 к концу 1963 года. Это наращивание военной мощи произошло за целых восемь месяцев до того, как Конгресс санкционировал применение силы в Южной Азии. Президент Джордж Буш-старший направил войска на Ближний Восток до одобрения Конгрессом Первой войны в Персидском заливе в январе 1991 года. Исторически сложилось так, что не все развертывания, подобные развертыванию во Вьетнаме или Ираке, заканчиваются конфликтом. Только за последние пять лет США создали и перебросили военно-морской флот в ответ на развитие ситуации в Европе и на Корейском полуострове .

Президент Барак Обама увеличил военное присутствие США в Польше в 2016 году для сдерживания потенциальных российских угроз. Обама также усилил военную активность на Филиппинах и в Австралии из-за территориальных претензий Китая в регионе. В 2019 году Трамп направил дополнительные войска в Саудовскую Аравию из-за обострения напряженности в отношениях с Ираном.

Почему Байден отправляет больше войск в Европу? Решение Байдена направить дополнительные войска в Европу может служить нескольким целям в нынешнем украинско-российском кризисе. Перемещение военного персонала и имущества до или во время военных кризисов является обычным явлением. Решение Байдена могло бы заверить существующих союзников в том, что США поддерживают их и привержены защите Европы.

Демонстрация военной силы может также удержать Россию от дальнейшего вторжения в Украину и создать потенциал для реагирования на фактическое вторжение, если оно произойдет. Крупные военные державы, такие как США, часто реагируют на наращивание военной мощи развертыванием собственных сил. Наше исследование показывает, что, даже реагируя на военные действия других стран, крупные державы проявляют осторожность, оставляя эти развертывания в пределах своих собственных сфер влияния, как это делают США, чтобы не спровоцировать соперника.

В целом данные показывают, что развертывание США дополнительных войск в ответ на обострение региональных проблем является обычным явлением. Администрация Байдена пытается как продемонстрировать поддержку США союзникам по НАТО, так и успокоить страны-союзники, надеясь при этом сдержать российское вторжение в Украину.

МАЙКЛ А АЛЛЕН, профессор политологии Государственного университета Бойсе;

МАЙКЛ Э ФЛИНН, профессор политологии Канзасского государственного университета;

КАРЛА МАРТИНЕС МАКЕЙН, профессор политологии Канзасского государственного университета.

Статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons.