Я создаю курс для учителей по методике преподавания математики. Я выяснила, что разные люди по-разному понимают слово "методика". Пишу эту статью, чтобы объяснить интересующимся и сформулировать для себя – а что же такое методика, и в чём заключается моя профессия методиста?
Общая методика
Простыми словами, без строгих определений, методика преподавания – это наука о том, как учить, чтобы тебя поняли. Как организовать урок, что рассказывать и что умолчать, как сбалансировать теорию и практику, сколько заданий дать ученику, как отличить успешного ученика от отстающего и что делать с каждым из них. Методика – это технология (набор инструкций и алгоритмов), частное применение педагогики, которая является частью психологии.
Есть разные взгляды на методику, и они сильно отличаются в русскоязычной и англоязычной литературе. Я скорее за англоязычную: там используется термин "педагогический дизайн" и подчёркивается важность эксперимента, работы с данными, нет опоры на традицию. Когда я придумываю или использую какой-то инструмент, я сразу должна думать о том, как измерить его эффективность и объективно обосновать свой выбор. Субъективные впечатления и апелляция к авторитетам здесь не работает, как и в любом научном знании.
Общая методика подойдёт для любого предмета: структура урока по математике и по литературе будет примерно одинакова, проектируются уроки по одинаковому алгоритму.
Методика преподавания математики
На мой взгляд, частная методика – совсем иная наука, нежели общая. Чтобы преподавать математику, нужно знать её на уровень выше, чем знают ученики. Именно за этим в педвузах ещё раз проходят школьную программу, но уже совсем иначе, смотрят на неё под другим углом. Объясню, что имею в виду.
Знакомьтесь, это когнитивная таксономия Блума. Она показывает уровни освоения навыка.
Приведу примеры задач по математике на каждый уровень освоения.
Знание. Ученик заучивает и воспроизводит информацию, без использования.
Пример: Назови определение биссектрисы треугольника.
Понимание. Ученик понимает смысл своих слов, может объяснить своими словами.
Пример: Нарисуй эскиз биссектрисы треугольника, отметь равные углы.
Применение. Ученик может воспользоваться информацией, чтобы решить задачу.
Пример: Угол А треугольника АВС равен 40 градусам, проведена биссектриса АМ, найди угол ВАМ.
Анализ. Ученик умеет классифицировать, выбирать метод из знакомых ему, объяснять причины, выбрать наиболее оптимальный способ решения.
Пример: В треугольнике нарисуй эскиз биссектрисы, высоты, медианы из одной вершины. Что окажется посередине? При каких условиях они совпадут?
Синтез. Ученик может использовать разные методы, выбирать и комбинировать их, придумывать собственные, чтобы создавать уникальное решение.
Пример: Задача по геометрии из второй части ЕГЭ.
Оценка. Ученик проводит доказательства, может найти ошибку в чужом решении и объяснить её.
Пример: Найди ошибку в софизме.
Средний выпускник школы осваивает математику на третьем уровне: знает термины, понимает их, может применить и решить задачу из базового экзамена. Талантливый забирается на пятый уровень: может сравнивать способы решения, выбирать лучшие и комбинировать, чтобы решить трудную задачу из профильного экзамена.
До шестого уровня – оценки – школьники обычно не добираются. Они с большим трудом находят ошибки в собственных записях, и почти не способны проверить работу одноклассника. Именно на этом уровне математику должны изучать в педвузах. Выпускник педвуза должен уметь не только сам решать, но и проверять чужие работы, находить ошибки, уметь объяснять эти ошибки, давать рекомендации. Но это в идеальном мире.
В реальности будущих преподавателей этому почти не учат, да и вообще многие учителя попадают в профессию в обход педвузов.
Мы установили, что в педагогических вузах будущих специалистов не готовят к работе с возможными ошибками, которые могут быть допущены обучающимися при освоении конкретных учебных тем и вопросов, определяемые особенностями их познавательного развития
– профессор факультета "Психология образования" МГППУ Евгений Исаев, РИА Новости
Эту проблему я собираюсь решать с помощью своего онлайн-курса для педагогов. Мой первый обучающий модуль будет посвящён частной методике решения уравнений, где будет много разборов типичных ошибок. В отличие от других курсов, я не буду говорить "смотрите, как круто я умею решать задачи", а буду предлагать слушателям курса искать ошибки в работах школьников, и рассказывать, как с этими ошибками работать.
Курс пока не готов. В своём блоге на Дзене я рассказываю о том, как делаю курс – от идеи до конкретных шагов по реализации. Здесь длинные полезные статьи, а в телеграм-канале будут короткие посты с отчётами. Подписывайтесь здесь и там.
Предыдущие статьи [Реалити]:
Начинаю создавать онлайн-школу! Описание концепции
Хотят ли учителя учиться? Исследую целевую аудиторию
Личный бренд для преподавателя. Жалуюсь на злые комментарии