Здарова!
Как часто на просторах интернета или в разговоре с коллегами по цеху вы слышите фразу "Этот усилитель звучит, как г..но", или "Вот это усилок, вот это звук"? Я лично слышу (или читаю) подобное постоянно, и каждый раз меня от подобного передёргивает. Почему? Обсудим в этой статье.
Строго говоря, сказанное далее справедливо для подавляющего большинства вещей - от гитарных педалей до автомобилей, но, коль скоро мы здесь обсуждаем гитаризм, то и в разговоре будем придерживаться окологитарной сферы. Поехали!
Чем Ерасов хуже Маршалла?
Такой вопрос я часто задаю ярым сторонникам "фирменного лампового английского звука". Одни отвечают, что "в России просто не умеют делать качественные вещи", другие ссылаются на обзоры блогеров, но большинство выдаёт что-то вроде:
-Маршалл звучит мощно, напористо и сочно, а Ерасов бесхарактерно жужжит.
В ответ на такую фразу я лишь радостно потираю руки.
В реальности такой ответ означает лишь одно - человек, поиграв в усилитель, не смог получить тот звук, который он хотел. Если сами увлекаетесь обсуждением гитарного стаффа среди коллег - попробуйте при случае поймать себя на критике какого-либо усилителя и проанализируйте, почему тот или иной усилок вам не зашёл. Уверяю, в итоге вы придёте к тому, что усилитель всего лишь даёт звук, сильно отличающийся от идеала в вашей голове.
Для нас, как для гитаристов, здесь важно одно - невозможно сколько-нибудь адекватно судить о звуке усилителя, не имея чёткого представления, какой звук нужен вам, вашей песне, вашей группе. Какой же вывод можно сделать следующим?
Плохих усилителей не существует
Именно. Добавим к этому ещё и тот факт, что усилитель всего лишь задаёт тон, характер, нюансы в общем звучании гитарного тракта. Куда большее влияние оказывает непосредственно источник звука - гитарный кабинет. Подключите усилитель к другому ящику - и от прежнего звучания останутся только небольшие детали. Возьмите другую гитару - звук может измениться до неузнаваемости. А если дадите инструмент в руки более скилловому гитаристу... Результат предсказуем.
-Андрей, но VST-то точно шляпа, вообще не лампа и полный шлак! - заметят некоторые читатели.
Вопрос VST-усилителей (или ампсимов, если по-модному) мы уже подробно разбирали в этой статье. Коротко - принцип тот же самый. Если тот или иной плагин даёт тот звук, который вам нужен - значит, для вас это хороший плагин. Для другого человека с другими представлениями о гитарном звуке он будет считаться шлаком, и это - нормально.
А к чему вообще всё это?
А начал этот разговор я с одной единственной целью - направить энергию любителей холиваров, спецов по усилкам и простых русских гитаристов из бездны поливания помоями друг друга в русло настоящего занятия музыкой.
Умоляю, друзья, осознайте, что споры "какой усилитель лучше" - это не признак экспертности, не символ большого опыта, а всего лишь следствие непонимания того, зачем вообще люди пишут и играют музыку. Тому, кто будет вас слушать, нет никакой разницы, писались вы в Mesa/Boogie на микрофоны, или в Zoom 505. Если ваш звук передаёт эмоции, которые вы вложили в песню - это крутой гитарный звук. Если нет - этот звук вам не подходит. Всё. Остальное не волнует никого, кроме продавца усилителя.
Так что, дорогие мои музыканты, закрывайте браузер, берите гитарку и пишите песни - только тогда к вам придёт и муза, и понимание, как же должна звучать ваша гитара, и какой усилитель/плагин вам нужен. А когда оно придёт - холивары о гитарном стаффе вы будете вспоминать лишь с ностальгической улыбкой.
Счастливо!