В этом материале мы с вами разберем, какие главные факторы тормозят развитие внутреннего туризма в регионах.
В последние несколько лет концепция “Авторских туров” набирает обороты. Если углубиться в то, что значит это понятие - можно запутаться. Кто-то под “автором тура” понимает прокачанного местного жителя, который может дать больше, чем банальные экскурсии по достопримечательностям. А кто-то организовывает авторские туры по разным направлениям вне зависимости от своего места проживания. На вторых часто обрушивается шквал критики доморощенных (и не только) экспертов. Именно этот аргумент почему-то добавляют в статьи о мошенниках.
Но давайте разберемся: так ли нам важно, откуда родом человек, который обещает нам хороший отдых? И как вся эта путаница с названиями и экспертными оценками реально влияет на внутренний туризм?
Где родился, там и пригодился.
Народные мудрости, это, конечно, замечательно. Но в разговоре о туризме предлагаю от них отказаться. К сожалению, далеко не каждый местный житель хорошо знает историю и “фишки” своего региона. Даже больше: человеческая природа такова, что мы теряем интерес к тому, к чему привыкли. Глаз замыливается, многое просто не замечается. В отличие от жадного взгляда туриста, который с интересом впитывает все, что ему попадается.
Вывод: не каждый местный - профессиональный гид или туроператор. Все зависит от того, что человек ставит в приоритет в своей работе: качество и желание поделиться всем тем, что сам нашел в регионе или пополнение своего кошелька.
Я много лет наблюдаю это на примере Крыма. Мы - местные - на пляже за весь сезон бываем раза три. А многие живут здесь десятилетиями и ни разу не посещали Ласточкино гнездо! Хотя это одно из самых популярных мест.
Вдобавок к этому, я вижу, какие туристические услуги каждый год предоставляют местные. И честно, все это больше похоже на безудержные попытки стрясти с бедного туриста больше денег, а самому напрягаться при этом минимально. Все эти женщины с громкоговорителями, навязчиво зазывающие на морские экскурсии, чего только стоят! А на втором месте в этом топе девочки-блогеры из инстаграма, которые возят людей по местам из первых ссылок по запросу “достопримечательности Крыма”. И самое ужасное, что люди ведь платят за это. Потому что выбора нет. Все услуги примерно на одном уровне. И раз уж приехал - хочешь получить хоть какие-то впечатления и ищешь человека, который поможет сориентироваться в незнакомом месте.
И отсюда вытекает следующий фактор.
Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев (шутка)
Хотя люди, привыкшие предоставлять услуги низкого качества, конкуренции явно не обрадуются.
Я искренне верю в развитие своего региона как туристического, но иногда мне кажется, что если бы сюда зашли развитые туроператоры, одним только своим присутствием они заставили бы местных “деятелей туризма” шевелиться.
Здоровая конкуренция необходима везде. Именно она толкает бизнесменов к развитию и улучшению своего дела, а людям дает возможность выбирать лучшее и по душе.
Авторов туров казнить нельзя помиловать
С развитием внутреннего туризма активно развиваются и мошенники в попытках выдать себя за компетентных лиц. Инфоцыгане продают множество курсов о том, как стать автором туров и зарабатывать миллионы. На фишинговых сайтах продают фальшивые авиабилеты. А туроператоры-однодневки и вовсе могут собрать с людей деньги и не приехать за ними в аэропорт. Все это провоцирует шквал гневных материалов, обвиняющих всех и каждого, кто имеет отношение к туристическому бизнесу. Возмущение понятно, но давайте внесем долю рационализма.
Обобщенные эмоциональные суждения прекрасно формируют недоверие у людей. Реальный негативный опыт или статья о нем вселяет в людей множество опасений и страхов перед планированием отпуска. Это толкает даже на то, чтобы предпочесть зарубежную поездку или иностранного туроператора: ведь импортное всегда лучше, правда?
Нет, неправда.
Этот стереотип много лет сидит в сознании людей. Размышляя в таком ключе, мы своими руками тормозим развитие внутреннего туризма.
Отличительная особенность авторского тура в том, что он обещает вам нечто уникальное, нечто продуманное до мелочей, самое яркое в регионе. Это место на карте глазами организатора. Авторский тур - это творческая реализация вчерашнего путешественника-любителя. Человека, который когда-то был на вашем месте, хотел получить от поездки как можно больше и беспрерывно искал лучшее, погружался в местный колорит и формировал лицо региона сначала с своей голове, а потом в концепции тура.
Не стоит обобщенно критиковать направление, если встретилось несколько его недобросовестных представителей. К сожалению, мошенники были всегда и во всех сферах. И что стало бы с нашим обществом, если бы из-за них мы банили целые сферы, а не конкретных людей или организации?
Москва, как и развитый внутренний туризм, не сразу строились
По данным туроператоров, ранее Россия пользовалась спросом, в основном, у иностранных туристов старших возрастных групп. Сегодня большой сегмент составляют молодые туристы и люди среднего возраста. Также расширилось представление о туристических возможностях России. Если раньше основными направлениями были Москва и Санкт-Петербург, сейчас же благодаря открытиям авторов туров огромной популярностью пользуется Кавказ, Алтай, Забайкальский край и многие другие.
Если мы хотим открывать новые горизонты страны, изучать ее культуру и самобытность населяющих ее народов, нужно не препятствовать туристическому развитию, а поддерживать его, чтобы весь туристический поток снова не ушел в Москву и Санкт-Петербург.
Туроператор готов взять на себя всю ответственность за путешествие. Кроме одной: выбор самого туроператора. Найти организацию, которой можно было бы доверять, ответственность каждого путешественника.
Я в первую очередь смотрю на опыт и отзывы. Чем больше времени компания на рынке и чем больше ее хвалят - тем меньше вероятность быть разочарованным. Пару раз я путешествовала с командой TeamTravel.me. И после первого разговора с их оператором я перестала переживать вообще насчет чего-либо. Они сопровождают тебя от одной твоей мысли поехать в отпуск, до твоего возвращения домой. Я доставала их кучей вопросов, потому что в туризме я новичок. И хоть большинство сотрудников были не местными, знали они абсолютно всё. Даже чемодан помогли собрать с учетом климатических особенностей!
И чем больше на рынке туроператоров, тем больше шансов выбрать что-то абсолютно свое, подходящее, оправдывающее все ожидания и отвечающее всем запросам. Не стоит соглашаться на меньшее - ищите идеальное! А для самих туроператоров конкуренция - мощный инструмент роста и развития!