Помимо всего, что можно и дОлжно сказать, нужно отметить, что в балетах Чайковского, коих три, есть преемственность. Дело в том, что балет «Спящая красавица» таил в себе скрытые смыслы политического содержания. Иван Всеволожский, директор Императорского театра, придумал поставить этот балет по прологу французской сказки Шарля Перро «Красавица спящего леса», ставши автором либретто и костюмов. Есть мнение, что таким способом Всеволожский обнаружил свою поддержку в намерении царя к сближению с Францией.
Есть еще одна политическая «красная нить»: принц в конце сказки пробуждает Аврору, как когда-то Людовик XIV пробудил Францию. Всеволожский и Петипа создали эту постановку в качестве подношения царю Александру III, отмечая, что теперь Он тот самый «принц, пробуждающий» Россию. На премьеру в Императорском (Мариинском) театре царь был приглашен. После продолжительного спектакля он изрек лишь одну фразу: «Очень мило»…
Но в искусстве и истории по-настоящему яркую роль сыграл нЕкогда неудачный (хотя, больше по мнению самого Чайковского) спектакль «Лебединое озеро». В к/ф «Кавказская пленница» в кульминационной сцене, когда к товарищу Саахову (Владимир Этуш) ночью приходят «гости», по телевизору идет именно этот балет. «Сестра, включи телевизор погромче. Начнем.»
Случайно или нарочно, вольно или невольно, «Лебединое озеро» стало символом одного переломного исторического события. 26 июля 1991 года в турне по Латинской Америке отправилась балетная труппа Большого театра, включившая в себя 147 артистов. Наверное, к счастью, что артисты, участвовавшие в записи постановки Юрия Григоровича в 1983 году (Наталья Бессмертнова, Александр Богатырев и Борис Акимов) находились тогда не в Москве.
С 19 августа 1991 года на протяжении трех дней по всем каналам телевидения шел балет «Лебединое озеро». Эта культурная программа, посвященная юбилею Натальи Бессмертновой, перекрыла все информационные источники. В это время в Москве произошел Августовский путч, государственный переворот, итогом которого в дальнейшем стал развал Советского Союза.
Сам балет не имеет никаких политических междустрочий, разве что противостояние добра со злом, но все же это универсальный и изменчивый мотив.
Об этих двух балетах, по-хорошему, нужно писать отдельные статьи, но все же говорить о «Лебедином» только в политическом плане несправедливо. Премьера хоть и была неудачной, в дальнейшем лебедь – это символ не только русского балета, но и мирового. Балерина может показать всю свою гибкость, пластичность, обнаружить свои лучшие качества, воспитанные из врожденных данных. При этом это большой стиль, который может разрушиться даже такой деталью, как частые мелкие шажки. На этот счет опытные балерины шутят, но, пожалуй, этого комментария мы публиковать не будем.
Развеем миф. «Умирающий лебедь» не является частью балета «Лебединое озеро». Это отдельная хореографическая миниатюра, поставленная специально для Анны Павловой на музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Но все же эта миниатюра имела влияние на балет, в частности на его костюмы.
А теперь поговорим о самом востребованном в мире и самом новогоднем спектакле – «Щелкунчик».
Щелкунчик – сказка Гофмана, и, не смотря на всю праздничную событийность, балет имеет печальный конец. И даже пока в Императорском театре действовал закон о радостном финале, балет не терял своего горестного контекста.
Когда Чайковский писал «Щелкунчика», умерла его младшая сестра Александра. Вальс и Adagio посвящены ее памяти. Следствием этой грустной реальности является печальное содержание балета, ведь литературный источник заканчивается появлением прототипа Принца в реальности, и Маша понимает, что счастье возможно. В балете детство Маши развеялось, как сон. Принца нет. Утром она обнаруживает ту же модную по тем временам механическую игрушку для раскалывания орехов. Балет «Щелкунчик» - безвозвратный уход, прощение с детством.
Императорские театры имели огромное количество правил. Об одном уже было сказано- это закон о радостном финале. Должно быть, считалось, что счастливый финал оставляет за собой шлейф незавершенности и порождает желание посетить театр еще раз.
Но кроме этого было еще одно важное правило, связанное со временем – это трехактность. Балет или опера должны были занимать весь вечер, а исходя из среднего хронометража одного действия (~ 40 минут), тех самых действий должно быть три. Чайковским были задуманы интереснейшие вечера, ведь Щелкунчик (балет в двух действиях) шел в один вечер с «Иолантой» (оперой в одном действии). Я долго думала над тем, что, кроме простой математики, связывает два этих спектакля. Вот моя версия: связующее звено – это резкое изменение, а суть разнящихся в своем эмоциональном содержании финалов заключена в отношении к событиям и обстоятельствам. Иоланта не знала, что слепа, но это болезненное знание привело ее к исцелению и радости. Все второе действие «Щелкунчика» - прекрасный сон, но какое сильное разочарование постигает Машу, когда она просыпается и обнаруживает, что Принц снова стал игрушкой. Тем не менее, она благодарит Крестного за прекрасную сказку, и балет завершается на позитивной ноте.
Развеем еще один миф. Хоть «Щелкунчик» и считается новогодним атрибутом, в афишах его можно увидеть не только в отведенные праздники. Даже интересно было бы побывать на «Щелкунчике» не зимой. На сколько сильное будет изумление, когда, выходя из театра, мы не обнаружим снег.
В «Щелкунчике» сложились некоторые исполнительские традиции. Это довольно интересно и жизненно. В Большом театре роль куклы, Щелкунчика, являлась тестовой. Артистов «испытывали» этой ролью, смотрели, сможет ли он «ужиться» в романтической ауре балета. Следующей, в случае успешного опыта, артисту доставалась роль Принца.
У Принца должна быть особенная пластика движений. Музыканты бы назвали такую образность Legato – мягкие, связные движения, ведь это сон, идеальная мечта, недосягаемость… Только один эпизод является напоминанием, если хотите, flashback-ом из реальности, что Щелкунчик предназначен для колки орехов - это вариации, fouetter, которые необходимо исполнять в быстром темпе, с большой амплитудой и четкостью. Эталоном в этой роли, наверное, является Владимир Васильев, но главным символом, главным Щелкунчиком бесспорно является Николай Цискаридзе. Из 500-а спектаклей постановки Юрия Григоровича он исполнил 101, больше, чем кто-либо другой. Это очень много. Только 40-й свой День Рождения он смог справить в свой выходной день.
Чайковский был гением заказной музыки. Все эти балеты были продуманы до мелочей. Чайковским? Нет. Мариус Петипа подробно выписывал характер музыки, размеры и количество тактов, и, где было возможно на тот момент, обозначал, кто будет исполнять.
Артисты балета очень возмущались музыке Чайковского, ведь она непроста. Ранее музыка «ложилась» на движения легко, но эта музыка симфонична, ее интересно слушать как самостоятельное произведение, а вот танцевать под нее трудно, ибо она неудобна, сложна и гениальна.
Александра Абросичкина
Иллюстрация - Валерия Волкова