Возможность получить знания онлайн кажется привлекательной. Действительно, научиться можно чему угодно - бухгалтерии, практической психологии, работе на маркетплейсе... , а вложений (финансовых, временных и прочих) значительно меньше.
Иллюзия сохраняется до тех пор, пока потенциальный бухгалтер, психолог, продавец не приступит к занятиям. На которых выяснится, что, регистрируясь на курс, заодно взял кредит, качество предлагаемых знаний не выдерживает никакой критики ("преподаватели" озвучивают общеизвестные сведения, например), рост образовательного уровня ученика никому не интересен, рейтинги - фикция, а за их рост надо "заплатить" положительным отзывом об организаторе курсов на платформах-отзовиках.
Студент предпринимает попытки отказаться от курса и, главное, вернуть оплату за них.
Но не тут-то было. Исполнитель сошлется на договор-оферту, согласно которому оплата не возвращается или может быть возвращена в течение крайне ограниченного срока после заключения договора.
Что делать?
Прежде всего, помнить, что исполнитель неправ.
Студент в таких случаях выступает как потребитель образовательных услуг. Его права защищены Гражданским кодексом, законами "Об образовании в РФ" и "О защите прав потребителей". Согласно всем трем законам, потребитель возмездной услуги вправе в любое время от нее отказаться и потребовать возврата денежных средств.
Что касается последнего, возврат оплаты - обязанность исполнителя. Ссылки на договор-оферту неуместны. Ведь пункт договора, предусматривающий нулевое возмещение при его расторжении, недействителен. Соответствующие указания также содержатся в законе "О защите прав потребителей".
Сомнителен и аргумент исполнителя о том, что всей полученной от студента суммой покрыты его расходы, связанные с оказанием услуги. Исполнитель должен доказать, что такие расходы существовали фактически и были связаны именно с оказанием услуги конкретному студенту.
Важно!
Намерение о расторжении договора должно быть выражено в письменной форме (в претензии). В претензии обязательно должны быть указаны реквизиты, по которым исполнитель осуществляет возврат средств, и сроки возврата. Претензию следует направить заказным письмом с описью на юридический адрес исполнителя. Одновременно можно, но не обязательно, направить претензию на адрес электронной почты исполнителя, а также через актуальный мессенджер. Всю переписку скопировать и сохранить.
Применимое законодательство:
п.1 ст.450.1 Гражданского кодекса РФ;
ч.1 ст.782 Гражданского кодекса РФ;
п.1 ч.1 и ч.3 ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
п.1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
п.1 ст.29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
ст.31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
ст.32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"