Найти в Дзене

Буцина - олицетворение римского военного величия

Буцина (от лат. Bucca - щека) играла важную роль в жизни древнеримского солдата: под ее звук он просыпается, принимает стойку, бежит в атаку, отступает, ложится спать и т.д. По сути, вся жизнь военного лагеря, его функционирование во время войны и мира, была полностью завязана на музыке и ее главном командире - буцине. Были и другие участники музыкального командования легионом. Туба и корн тоже активно использовались в войске, однако дирижером сего милитаристского оркестра всегда была буцина. Данный инструмент не является очень сложным по строению. Это медный духовный инструмент, вытянутый в форме буквы "С". В отличии от своих родственников, например той же тубы, имеет не очень широкий раструб (расширение на конце). Известно, что изначально буцину изготавливали из рогов различного скота, а ее функции ограничивались выпаской коров да овец. Доподлинно известно, что уже в Древней Греции буцина была в обиходе и, неожиданно, являлась символом превосходства эллинского мира перед балканским

Буцинатор
Буцинатор

Буцина (от лат. Bucca - щека) играла важную роль в жизни древнеримского солдата: под ее звук он просыпается, принимает стойку, бежит в атаку, отступает, ложится спать и т.д. По сути, вся жизнь военного лагеря, его функционирование во время войны и мира, была полностью завязана на музыке и ее главном командире - буцине. Были и другие участники музыкального командования легионом. Туба и корн тоже активно использовались в войске, однако дирижером сего милитаристского оркестра всегда была буцина.

-2

Данный инструмент не является очень сложным по строению. Это медный духовный инструмент, вытянутый в форме буквы "С". В отличии от своих родственников, например той же тубы, имеет не очень широкий раструб (расширение на конце). Известно, что изначально буцину изготавливали из рогов различного скота, а ее функции ограничивались выпаской коров да овец.

Доподлинно известно, что уже в Древней Греции буцина была в обиходе и, неожиданно, являлась символом превосходства эллинского мира перед балканскими и италийскими неотесанными варварами. Однако наибольшее распространение она получила в эпоху Рима, и во времена экспансии ранней республики уже намертво укрепилась в войске и культуре.

Буцинатор исполняет приказы центуриона
Буцинатор исполняет приказы центуриона

Судя по источникам, функции буцины были значительно шире, нежели просто регуляция и координация жизни лагеря. Этот инструмент применялся в любых ситуациях, когда надо было создать атмосферу массовости и значимости мероприятия. Например, жестокие гладиаторские бои всегда проходили под звуки буцины, дабы создать соответствующее настроение у публики. Триумфальные шествия полководцев, консулов или императоров также всегда проходили под грозный рев этих "щек".

Главная же задача этих "щек" заключалась в поддержании авторитета главнокомандующего, его незыблемого права распоряжаться чужими судьбами и вести легионеров на смерть во имя Рима.

Можно предположить, что под похожие звуки, умноженные на количество исполнителей, Юлий Цезарь въезжал в свой лагерь в Галлии или вел треклятого Верцингеторигса по улицам Рима с лавровым венком на голове.

Не каждому хватит сил и воздуха, чтобы выдавить звук из такого инструмента, а уж тем более превратить его в музыку. Буцинатор, или как его еще называли: "щечный мускул" (право было за что), учился этому с ранних лет. По статусу музыканты были выше обычного легионера, однако ниже центуриона, под прямой зависимостью которого они и находились. Ровно такое же положение имели и братья музыкантов по значимости - аквилиферы (знаменосцы). Центурион был главнокомандующим от 60 до 100 человек (в зависимости от исторической эпохи). Таким образом, если на 100 человек римской армии приходилось несколько музыкантов, можно говорить о их немалом количестве и, как следствие, большой значимости даже для малых структурных единиц армии.

"Щечный мускул" и знаменосец
"Щечный мускул" и знаменосец

Если обратить внимание на обмундирование буцинатора, можно заменить ряд кардинальных различий от внешнего вида легионера. Вместо известной лорики сегментаты, он носит облегченную сквамату или хамату. Главным же его отличительным признаком была звериная шкура (обычно львиная) на шлеме, завязанная лапами у шеи. Но музыкант был далеко не безобидной и уязвимой целью для врага. При нем всегда было два оружия: короткий меч гладиус и кинжал пугио, которыми он прекрасно владел.

По моему мнению буцина является одним из наиболее впечатляющих символов всего Римского величия, боюсь себе представить, как звучали сотни таких инструментов во времена триумфов и гладиаторских боев. Воинственный рев буцины оставляет осадок в памяти, благодаря нему намного четче складывается понимание всей Римской цивилизации в целом: её шовинизма и неповторимой культуры, гордости и хитрости, пышности и такой суровой грубости, спокойствия и могучей воинственности. Рим был грозен и благосклонен, щедро благодарил, но никогда не забывал обиды.

Все эти черты римского мировоззрения гармонично соединялись в звуках буцины.

Читать также:

Непристойная история рождения Афродиты
Античная цивилизация 11 февраля 2022
Эней: эмиграция поверженных троянцев в Италию. Отчаянный моряк и любовник (1 часть)
Pax Romana5 февраля 2022