В Америке Поддубному пришлось бороться по правилам вольной борьбы, т.е. разрешалось использовать ногами захваты, подсечки и т.д. На одном из первых выступлений Ивана его соперником оказался канадец Джо Гешт. Несмотря на несопоставимость физических данных, канадец утверждал. что непременно победит. Когда наш Чемпион провел свой первый бросок, противник мертвой хваткой вцепился в казацкие усы Ивана Максимовича. Боль была адская, а заставить соперника разжать руки никак не удавалось. Зал восторженно ревел. Но не тут то было! Поддубный сжал кисти рук противника с такой силой, что из-под ногтей канадца брызнула кровь.
В Кливленде американец Мартинсон пытался применить запрещенные приемы, пускал в ход кулаки и царапался ногтями. За это Поддубный чуть ему не свернул шею. Поддубный не разочаровал своих поклонников. Он исправно укладывал на ковер всех своих соперников. Были повержены болгарин Джо Колоф, итальянец Анджело Тарамацци. По контракту в 1926 году Иван Максимович одержал быстрые победы над братьями Станиславом и Владиславом Збышко-Цыганевичами.
За два года Иван Поддубный объездил всю Америку, от Атлантического до Тихого океана и обратно. Контракт заканчивался, и можно было возвращаться домой. Но агентам расставаться с Поддубным совсем не хотелось. Они поняли, что наткнулись на "золотую жилу". Начались уговоры, но Иван отвечал отказом. Тогда менеджеры озвучили сумму , заработанную Поддубным-около 500 тыс.долларов, и добавили, что получить эти деньги на руки сможет только гражданин США. Дескать, это было прописано в договоре. В 1927 году, учитывая покупательскую способность тех лет, сумма в полмиллиона выглядит запредельной. Например, приличный автомобиль стоил примерно тысячу долларов. Т.е. на свой гонорар, Иван Максимович мог приобрести около 500 американских автомобилей. Только представьте!!!
Биографы Поддубного были едины во мнении: Ивану Максимовичу не хотелось жить в Америке, ему не по душе был тамошний уклад, там не достанешь ржаного хлеба и черной редьки, да и сирень не пахнет. В Ростове его ждала жена, ради которой он и отправился на зарубежные гастроли. В феврале 1927 года Поддубный возвращается в Россию, в Ленинград. Приехавшая из Ростова Мария Семеновна была поражена тем, какая масса народа встречает ее супруга, а он, стоя рядом с ней, слушая приветственную речь, чуть не плакал от счастья. Затем торжества продолжились на стадионе имени Ленина. Выступали легкоатлеты, борцы, велосипедисты. В конце торжества на зеленом поле стадиона воздвигли ринг и начались показательные выступления по мало известной у нас "вольно-американской борьбе". Ивану Максимовичу достался серьезный соперник-Петр Лютов, чемпион РСФСР. Поддубный бросил его на лопатки на девятой минуте поединка. После 5 минутного перерыва, уже через 7 минут Лютов был повержен снова. В этот момент,-писал "Красный спорт",-толпа зрителей прорвала милицейское оцепление и остановилась у самого ринга. Овации слились в оглушительный рев.
ДОМ У БЕРЕГА
На 56-м году жизни Иван Максимович исполнил свою мечту-зажил тихой семейной жизнью в собственном доме. Дом Поддубные купили в г.Ейске. Это был добротный , каменный, в полтора этажа (с полуподвалом) дом. При доме был участок с садом, в котором Иван оборудовал место для тренировок-большое тело требовало ежедневной физической нагрузки. Дом стоял на перекрестке улиц Сенной и Керченской (ныне улиц Советов и Пушкина). Этот дом сейчас достопримечательность Ейска (улица Советов, 179/12). Он отмечен мемориальной доской и по-прежнему жилой. Там живут люди, не имеющие никакого отношения к Поддубным.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Сразу же после возвращения из Америки Иван опубликовал в ленинградской газете заявление:
"Я, борец Иван Поддубный, возвратившись из Америки в СССР, считаю своим долгом оповестить всех спортсменов, что ввиду своих солидных лет решил оставить свою профессию борца, проработав еще короткое время лишь для того, чтобы найти себе среди русских борцов настоящего преемника и передать ему звание настоящего чемпиона мира, которое я сумел до сих пор удержать, а потому предлагаю молодежи подтянуться и потренироваться, чтобы выступить со мной в борьбе...".
Не прошло и года как Поддубный вернулся из Америки, его приглашают в цирк бороться. Цирковая борьба просуществовала вплоть до Великой Отечественной войны. В 1928 году Иван Максимович отправляется на турнир по французской борьбе, организованный Дядей Ваней Лебедевым в Курске. Для пробы Поддубном дали опытного противника-Елисея Жилина. Сразу же Иван повел нападение и задавил противника силой и весом так .что москвичу пришлось лишь защищаться, а на 19-й минуте от рычага в партере с последующим дожимом перевернуться на спину. Этой борьбой Поддубный показал, что еще не сдает, несмотря на возраст, а находится в хорошей форме. На финал оставили поединок Ивана Поддубного с популярным борцом Клементием Булем, в активе которого уже была победа над Поддубным. Это было в 1916 году в Тифлисе. Историки спорта уверены, настоящей борьбы не было, Поддубный практически не оказывал сопротивления. Буль даже не сумел зафиксировать соперника на лопатках, но свисток пинес ему победу. Все это было сделано ради привлечения внимания публики к малоинтересному турниру. Скорее всего , в трудные военные годы Ивану Максимовичу нужны были деньги.
Итак, вторая схватка Поддубного с Булем. Журналист того времени описывает борьбу так: "С самого начала борьбы Буль проявил инициативу, стараясь поймать Поддубного на какой -либо прием, но непоколебимая сила чемпиона отражала все попытки Буля. Первые 20 минут прошли при равных шансах. 30-я минута для Поддубного была довольна трудной-он попался сопернику на "задний пояс".Ему пришлось спасаться в партере, но недолго-благодаря колоссальной силе и преимущества в весе (Поддубный был тяжелея Буля на 28 кг) он быстро поднимается в стойку и ловит Буля на "кроватт", которым и переводит в партер".
Попытка Буля провести "тур де тет"закончилась для него плачевно. Поддубный придавил его в партер и перевернул на обе лопатки. Но арбитр не засчитал "туше", поскольку Поддубный зажал ногу соперника коленями. Иван Максимович машинально применил прием из вольной борьбы, которой занимался последние два года. В общей сложности Буль продержался час. Ничья, но титул только один. Согласно регламенту, победа была отдана борцу с меньшим весом. В этом поединке Буль весил 100 кг, Поддубный -128кг, возраст Буля 40 лет, Поддубному -57.
ЕЩЕ ПОРАЖЕНИЕ
Иван Максимович не стал тренером, но благодаря его помощи, советам, многие борцы стали звездами первой величины. Один из таких Василий Ярков. Иван Поддубный проиграл в 1934 году 23 летнему Яркову. Ивану было на тот момент 63 года. Вот как вспоминает эту встречу Ярков: "Однажды мне даже удалось одержать победу, но причислить ее к своим лучшим достижениям не смею- Иван Максимович был уже не молод, пора расцвета его великолепного мастерства миновала. Но вот тем, что мы были современниками, соперниками вс порте и друзьями в жизни-горжусь".
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ПАРАД НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
Тридцатые годы прошли для Ивана Максимовича относительно спокойно. Власти вспомнили про него только в 1939 году. Его пригласили для участия в физкультурном параде, который состоялся 18 июля 1939 года на Красной площади. По замыслу организаторов парада, Иван максимович должен был пройти в колонне спортивного общества "Спартак", за которое выступал нынешний чемпион по классической борьбе Александр Сенаторов. Вот что он говорил: "Я участвовал в цирковых чемпионатах. вот тогда мне и довелось встретиться на ковре с Поддубным. Ивану Максимовичу было 67 лет, но мне, молодому и сильному, стоило немалого труда свести схватку вничью. Я понадеялся на свой коронный прием-обратный пояс в партере, но удачно провести бросок не удалось..".
Не буду описывать детали парада. Но закончился он тем, что, когда болельщики увидели Поддубного, градус возбуждения толпы превысил критическое значение. Поддубному вместе с Сенаторовым пришлось ретироваться.
19 ноября 1939 года Поддубный "за выдающиеся заслуги в деле развития советского спорта" был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Орден вручал в Кремле Михаил Иванович Калинин. Это был второй орден. Первый, французский орден Почетного легиона, хранился у него с 1911 года.
В 70 лет Поддубный легко жонглировал 32 кг гирями и выжимал их на мизинцах. В наши дни 70 для многих уже старость. А тогда это был возраст, сильно превышающий среднюю продолжительность жизни. До 1941 года Иван Максимович выступал понемногу в цирке, тренировался и поддерживал себя в хорошей физической форме. Правда, молодые борцы, щадя его седины, в поединках с ним уже не старались изо всех сил.
В мае 1941 года в тульском госцирке состоялись торжественные проводы Ивана Поддубного на пенсию. Пенсию ему уже в 1937 году назначили персональную- 400 руб., был дополнительный доход в виде процентов от "Торгсина". Денег Поддубному хватало, иногда он, даже, дарил крупные суммы незнакомым людям.
ВОЙНА
Бомбардировки Ейска начались в октябре 1941 года. Окраина, где жили Поддубные, не попала под бомбоудары. К лету стало ясно, что захватчики не пройдут мимо Ейска и Поддубному предложили эвакуироваться, но он отказался покидать дом. Фашисты вошли в город в августе 1942 года. Начались аресты и расстрелы коммунистов, евреев, партийных и советских работников. Иван Поддубный ходил по городу в пиджаке с орденом Трудового Красного знамени, которым очень гордился. Приятель его дед Лукич Зозуля уговаривал: "Максимыч, да сними ты этот орден. они же тебя пристрелют". Поддубный отмахивался: "Не пристрелют, они меня уважают". Его не пристрелили, а доставили в здание бывшей женской гимназии, откуда живым или не покалеченным почти никто не возвращался. Но через пару дней Поддубный вернулся домой живым и здоровым. Ходили разговоры, что высокий немецкий чин когда-то был борцом и соревновался с Иваном Поддубным в Мюнхене. Даже если это неправда, в Германии Поддубного хорошо знали и уважали. После встречи с немцами, те выделили здание бывшего матросского клуба, завезли туда три бильярдных стола, и чемпион стал хозяином заведения. Маркером Поддубный взял соседа Георгия Лукича, а сам осуществлял общее руководство и следил за порядком. Как то завернули в бильярдную два нетрезвых гестаповца, стали рвать киями сукно, на замечания не реагировали. Иван Максимович схватил за шкирки и выставил их на улицу. На следующий день немцы пришли извиняться и даже, как говорят, гордились тем, что их вытолкал не кто-нибудь, а сам Иван Поддубный. Бильярдная приносила доход, достаточный, чтобы не бедствовать и даже помогать жене и 5 детям соседа Михаила Черникова, ушедшего на фронт добровольцем. После освобождения города его не один раз вызывали в НКВД по поводу этой бильярдной, но потом признавали, что заведение имело чисто коммерческий характер.
В феврале 1943 года Советская власть в городе Ейске была восстановлена. Сразу после освобождения Ейска Поддубному выдали продовольственные карточки под литером "Б"-категория ценных специалистов. Иван Максимович завел себе продуктовую сумку, которую называл "кишка". Перебои с продуктами были и во время войны, и после Победы. По просьбе командования Поддубный снова начал гастролировать, теперь уже по войсковым частям и госпиталям. Радости и раненым, и здоровым его выступления доставили очень много. Конечно, он уже не боролся, но заплести косичку из гвоздей у него и в 75 лет силы хватало.
ПОСЛЕДНЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Когда война закончилась, Иван Максимович получил приглашение на празднование 60-летия тяжелой атлетики. На этом празднике, он на 75-м году жизни снова вышел на ковер. Он провел две показательных схватки с известным украинским борцом Александром Мазуром. А затем Ивану Максимовичу вручили значок и удостоверение мастера спорта СССР.
После очередной награды в жизни Поддубного ничего не изменилось: он также тренировался, по возможности выступал на публике, переписывался в печати с обращениями: "Всю свою жизнь я отдал тому, чтобы поддержать спортивную честь своей Родины, которую я любил и люблю больше всего на свете. Сейчас я уже стар, выступать на манеже не могу, но вижу, какая талантливая молодежь меня заменила. И как ее много! С гордость и радостью я слежу за вашими победами".
В 1947 году отменили продовольственные карточки. Иван Максимович не голодал, и только норма хлеба-500 граммов в день была для его могучего тела недостаточной: он мог за один присест умять целую буханку, как обычный бутерброд.
ВОЛЯ К ЖИЗНИ и БОРЬБА С СОБОЙ
В 76 лет, возвращаясь с рынка, Поддубный поскользнулся и сломал шейку бедра. Как правило, для пожилых людей такая травма приговор. Для Ивана Поддубного, привыкшего к постоянным многолетним тренировкам, постельный режим был не приговором, а трагедией. Практически всем спортсменам на закате карьеры прекращение физических нагрузок дается очень тяжело. На Марию Семеновну свалился огромный груз. Поддубный очень переживал за жену. Ведь на своем огороде он перекапывал грядки особой лопатой, похожей на лемех плуга, а за водой ходил с ведром, вмещавшим как минимум 4 обыкновенных, т.е. примерно в его ведре было 40 литров воды.
При первом облегчении Иван Максимович встал из постели на костыли и не мог смириться с участью инвалида. Едва выбравшись из кровати, он возобновил занятия с отягощениями. Нога не хотела срастаться. Тогда Иван начал лечиться своими способами. Он начал лечиться отварами кубанских трав и принимал холодные ванны, которые помогали, когда нога от перегрузки начинала отекать и опухать. Процедуры собственного изобретения стали давать результат. Иван Максимович стал обходиться одним костылем. Появилась надежда на исцеление, но стало сдавать сердце. Пришлось поневоле ограничить нагрузки. Вместо штанги и гантелей- карточная игра с Марией Семеновной.
Вечером 7 августа 1949 года Иван Максимович был бодр и весел, шутил. А ночью стало плохо. Под утро крестника Юрку, дежурившего у постели, послали за "скорой помощью", телефона в доме не было. Когда Юрка вернулся, помощь уже не требовалась."Иван Максимович ушел спокойно"-сказали ему.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В заключительной 5 части...