Найти тему
Dmitry_Elch

Велокарачун

Очерк о непростой ночной велопоездке по дебрям Славского района в самую длинную ночь 2020 года.

Ночные велопокатушки - это отдельный вид велоприключений, стоящий особняком от других. Тут не то, чтобы своя изюминка, а, не побоюсь этих слов, даже своя философия. Подробнее тут: https://zen.yandex.ru/media/id/6016eb4e8f9fe008e4907cfc/o-termose-s-kofe-zamolvite-slovo-601bea14a4b677679faec3b1.

Итак, это уже третья моя такая поездка. Первые две проходили теплыми сентябрьскими ночами и пролегали по асфальтам и хорошо разведанным грунтам. Эта же грозилась ночными холодами (шутка ли, декабрь на дворе!) и неизвестными тропами.

Сбор на Южном вокзале и посадка в поезд. Нас трое - я, Фёдор и Ольга. За Фёдора я не переживаю - командир "ВелоЗапада" съел свору собак на сложных грунтах и экстремальных нагрузках. А вот за Ольгу конкретно боязно - девушка едет на грунтовую поездку на ПРОГУЛОЧНИКЕ, да ещё и со слабой (по её мнению) раскатанностью. До отъезда напоминаю ей, что придётся ехать до конца, ведь опоздание на утренний дизель грозит тем, что она застрянет в Советске.

В Полесске к нам подсаживается Наталья, тоже достаточно раскатанная дама, с опытом мешения лесных говн.

Ни капли сомнения на лицах! (фото автора)
Ни капли сомнения на лицах! (фото автора)

Подбадривая Ольгу, мы доезжаем до места старта, Щегловки, где ещё минут десять ждём двух катальщиков из Советска - Александра и Валентину. Те тоже достаточно опытные и уже принимали участие в моих велопоездках. Теперь все в сборе, надо только закупиться необходимыми продуктами в дорогу.

Ночные отморозки (фото автора)
Ночные отморозки (фото автора)

До первой точки ехать не пришлось, надо было всего лишь перейти дорогу. Заброшенный маслозавод, срощеный с усадьбой - визитная карточка (если так можно назвать) Щегловки (Бриттаниен в немечестве). Завод располагался очень удачно, в устье двух узкоколейных железнодорожных рек, текущих некогда в Зекенбург (Заповедное) и Каркельн (Мысовка). В Бриттаниене же узкоколейка соприкасалась с "нормальной" железной дорогой.

Маслозавод днём (фото из архива автора)
Маслозавод днём (фото из архива автора)

То здание, что выглядит как усадьба, судя по всему, предназначалось для владельца завода. Соседние, где стены облицованы изнутри плиткой - производственные помещения.

Внутри усадьбы (фото Ф.Калинина)
Внутри усадьбы (фото Ф.Калинина)
Бывшее производственное помещение (фото Ф. Калинина)
Бывшее производственное помещение (фото Ф. Калинина)

Полазили и хватит, пора в путь. Едем по дороге до филиала психинтерната, где пациенты работают в поле на подсобном хозяйстве, и сворачиваем на шикарную гравийную аллею, что идёт через поля и каналы околощегловского пространства.

Небо чистое, луна полная, так что можно и пофоткаться вдоволь.

Ночные катальщики (фото Ф. Калинина)
Ночные катальщики (фото Ф. Калинина)

Дорога приводит в месту, которое на спутниковом снимке выглядит как очень симпатичная заводь, даже вроде без особой болотины. Судя по большому количеству посиделок рядом с берегом, летом это отличное место для отдыха. На тот берег ведёт мостик к ближайшему хутору.

Мост через заводь (фото Ф. Калинина)
Мост через заводь (фото Ф. Калинина)

А мы катим дальше под задушевные беседы с Александром по дамбе вдоль речки. Символический заборчик, обозначающий чьи-то сельхозугодия, нам не помеха.

Преодоление преград (фото автора)
Преодоление преград (фото автора)

Дорога выводит в Гастеллово (в немечестве Гросс Фридрихсдорф), большой и некогда процветающий посёлок, стоящий по ту сторону Славского леса.

Въехав в посёлок, во мгле выцепляем силуэт имения, что расположилось слева от дороги. Здание, ещё недавно бывшее жилым, сегодня активной разрушается. Что интересно, оно построено из белого кирпича, который мало где увидишь в немецких домах на западе нашей области, в отличие от востока.

Руины имения (фото автора)
Руины имения (фото автора)

А вот и главная достопримечательность посёлка - немецкая школа постройки 1933 года. Благополучно пережив войну, она работала по прямому назначению до 2014 года. Сейчас только в левом крыле теплится жизнь в виде поселковой библиотеки, остальная часть здания заброшена. В начале 2020 года здесь был масштабный субботник, во время которого из здания было вывезено несколько тонн мусора. Жаль, что пока нет понимания, что делать с этим красивейшим зданием дальше.

Влезаем через душевую (фото автора)
Влезаем через душевую (фото автора)

Пролезаем через цокольный этаж и начинаем экскурсию по школе. Несмотря на то, что кровля цела, здание страшно сыреет - на стенах толстенный слой конденсата. Ясно, что без отопления и защиты от влаги долго оно не протянет.

Прошлись по помещениям. Везде чисто, нет ни бутылок из-под портвейна, ни бульбуляторов, ни других атрибутов заброшек.

Спортзал (фото автора)
Спортзал (фото автора)
Лестничный пролёт (фото Ф. Калинина)
Лестничный пролёт (фото Ф. Калинина)
История от Александра (фото автора)
История от Александра (фото автора)

В помещении школьного музея мы устроили небольшой пикник. Льётся горячий чай, хрустят булки, а велосипедисты делятся впечатлениями.

Бомж-чаепитие (фото Ф. Калинина)
Бомж-чаепитие (фото Ф. Калинина)
На сцене (фото автора)
На сцене (фото автора)
Прилежные ученицы (фото Ф. Калинина)
Прилежные ученицы (фото Ф. Калинина)

Пора двигать к следующей точке, благо, ехать недалеко. От Гросс-Фридрихсдорфской кирхи 1910 года постройки осталась только башня колокольни, остальная часть здания расщепилась на кирпичи.

Кирха Гросс Фридрихсдорфа (фото Ф. Калинина)
Кирха Гросс Фридрихсдорфа (фото Ф. Калинина)

Пора расставаться с теплым светом деревенских фонарей и катить дальше во мглу, которую разрезают наши фонарики.

Во мглу! (фото Ф. Калинина)
Во мглу! (фото Ф. Калинина)

Южнее Гастеллово стоит памятник советским разведчикам, что вели подготовку к Восточно-Прусской наступательной операции в 1945 году.

Группу "Мороз" забросили в район Гросс Фридрихсдорфа в июле 1944 года. В отличие от знаменитой группы "Джек", эта группа была намного менее удачливая. Попав в плотное кольцо немецких заслонов и потеряв груз (он упал во двор к коменданту гарнизона), группе пришлось, неся потери, прорываться из окружения, но, в итоге, она была частично уничтожена. В 1991 году память разведчиков была увековечена в камне и металле.

Памятник группе "Мороз" (фото автора)
Памятник группе "Мороз" (фото автора)

Перед мостом поворот налево. Нам надо двигаться вдоль обдамбованной реки до ближайшего хутора, что послужит ориентиром для углубления в лесной массив. Лес скрывает заброшенные позиции 1 дивизиона 25 ракетного полка 24 ракетной дивизии РВСН, на которых ракетчики прятали в прочных бетонных хранилищах своих "кузькиных матерей".

По лесной дороге (фото Ф. Калинина)
По лесной дороге (фото Ф. Калинина)

Техническая территория военного городка до сих пор размечена полузаросшими бетонированными дорогами, что проходят через огромные пещеры, сложенные из стандартных бетонных элементов - это были хранилища для ракет. Круглые бетонированные площадки с двухметровой высоты обваловкой и небольшими бетонными капонирами неподалёку - стартовые столы для ракет Р-5 и Р-12.

В ангаре-пещере (фото Ф. Калинина)
В ангаре-пещере (фото Ф. Калинина)

От автопарка и жилой территории городка не осталось камня на камне после расформирования полка, так что ночью там смотреть нечего. Мы выезжаем на перекрёсток с широкой дорогой для лесовозов, где прощаемся с Александром и Валентиной. Они покатили домой в Советск, мы же в четыре морды берём курс на юг.

Длинная, абсолютно прямая дорога достаточно накатана, по краям её глубокие канавы с водой, а вокруг то лес, то болота, то заболоченные луга. Недалеко от пересечения с железнодорожной веткой мы наблюдаем проезд ночного товарняка, разрывающего ночную тишину бормотанием могучего луганского дизеля.

Пересечение ж/д ветки (фото автора)
Пересечение ж/д ветки (фото автора)

Ещё пару километров шикарной гравийки, поворот налево и... Теперь понятно, чего сегодня избежали Валентина и Александр на своей узкой резине. Буквально через метров 500 дорога из годной грунтовки стала раскисшим от грязи и колёс лесовозов месивом, где периодически приходилось спешиваться и толкать велик руками, потому что проехать было нереально даже на МТВ.

По пути попалась речка, мимо которой мы катили от памятника группе "Мороз". В лесу она обрамлена не только дамбой, но и плотной стеной деревьев, как будто это канал где-то в центре Питера. То там, то тут зловеще посвистывают неясыти, явно не ожидавшие среди ночи яркую и шумную компанию в своём лесу.

И вот тут скромная Ольга показала себя. Её прогулочник уверенно брал глиняные ванны, а с её стороны не было слышно ни стона, ни матюка. Тот случай, когда не стоит делать преждевременные выводы по внешнему виду соучастника поездки.

Бешеная прогулочница (фото автора)
Бешеная прогулочница (фото автора)

Ни о каком заезде в монастырь Святой Елисаветы, что в Приозёрном, даже речи не было. Всех сильно измотали грязи, а время потихоньку поджимает. Так что на всех парах мчим из одного лесного массива в другой, пересекая поля по раскисшим колеям.

Въехав в Санаторский лес, я допустил очень большую ошибку. Будучи уверенным, что этот лесной массив везде сухой и сосновый, и невнимательно рассмотрев спутниковые снимки, я доверился картам Гугл и поехал по указанным в ней дорогам сквозь южную часть леса. Но по факту, здесь не было и намёка на сухой сосняк, наоборот - сырой еловый лес с непредсказуемо поворачивающими полузаросшими дорогами, часто оканчивающимися тупиками.

Один раз мы вроде как вынырнули на магистральную дорогу-просеку, но она пошла совсем не туда, куда надо. После полутора часов плутаний, брода, нескольких тупиков, пешего проноса по заросшей просеке мы наконец смогли выбраться к Сосновому, небольшому хутору на обочине шоссе. Наконец то на сегодня хватит дичи, можно поехать в спокойном темпе в своё удовольствие.

Уже в Советске мы решили заглянуть к памятнику ещё одной разведгруппе, "Вол", где можно было бы отдохнуть и подкрепиться.

Памятник группе "Вол" (фото автора)
Памятник группе "Вол" (фото автора)

Группа эта была высажена с парашютов в районе Таураге 21 июня 1944 года для выполнения разведывательно-диверсионных задач в немецком тылу. В отличие от отчаянно бившихся и несущих тяжёлые потери коллег, "воловцы" отлично справились с поставленными задачами, несмотря на козни противодиверсионных подразделений немцев, и, не понеся потерь, соединились с наступающими частями Красной армии с началом Восточно-Прусской операции.

Чай допит, бананы и булки доедены, пора давать финальный аккорд. Последний грунтовый участок через Санаторский лес проезжается минут за десять, после чего мы оказываемся на окраине Советска со стороны улицы Киевской. Тут нельзя проехать мимо, чтобы не пофотографировать рельсы и шпалы.

Рельсы и шпалы (фото Ф. Калинина)
Рельсы и шпалы (фото Ф. Калинина)

У нас есть ещё час, так что можно пока проехаться по центру Советска, погулять по набережной и помыть засратые за ночь велики, чтобы не гневить кондукторов в дизеле.

Ночь, улица, трамвай и велик  (фото автора)
Ночь, улица, трамвай и велик (фото автора)
Ворота в ЕС (фото Ф. Калинина)
Ворота в ЕС (фото Ф. Калинина)
Ночная набережная (фото автора)
Ночная набережная (фото автора)

Пробило 6.30. Велосипедисты грузятся в утренний дизель на Калининград, я же поеду домой отсыпаться после бурной ночи.

"Это было бессмысленно и беспощадно, но очень круто" - пишет в комментариях Наталья, вернувшись домой в Полесск. Думаю, это отличная и исчерпывающая оценка этой покатушки.