Найти в Дзене
HELLO!

Гитары, костюмы и личные письма: зачем идти на выставку "Виктор Цой. Путь героя"

В столичном Манеже открылась масштабная экспозиция к 60-летию лидера группы "Кино" Виктора Цоя. Рассказываем, зачем на нее идти.

В этом году Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. В честь этого 15 января в Манеже открылась выставка-байопик "Виктор Цой. Путь героя". Три тысячи квадратных метров, 11 залов и абсолютно все наследие одного из главных отечественных кумиров, собранное в одном месте впервые за 30 лет после смерти героя. У создателей выставки — компании Planet9 — получилось сделать объемный портрет Виктора Цоя и показать его не только как гениального музыканта, но и как художника, кинозвезду и притягательного человека-планету.

Экспозиция организована не хронологически, а по темам — музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство — и представляет собой уникальное собрание артефактов, связанных с жизнью Виктора Цоя и переданных выставке для экспонирования его семьей и частными коллекционерами: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет. Всего на выставке представлено более 300 экспонатов.

Эта выставка — визуализация самого популярного граффити в нашей стране "Цой жив!", — говорит куратор Дмитрий Мишенин.

А вы знали, что Виктор Цой был не только музыкантом, но еще и художником, учился в художественной школе и Серовском училище? В одном из многочисленных залов "Искусство" представлено 76 художественных работ Виктора Цоя, 30 из которых экспонируются впервые. Цой изображал фантастический и "неоакадемический" мир будущего, наполненный то разрушенными античными статуями, то сверхзвуковыми самолетами и супергероями. Он писал их на кухонных клеенках, тетрадных листах, бумаге для печатной машинки, картоне, фотографиях и полиэтилене. Тут можно увидеть работу "Картину написать не успел" (1988), которую предоставил Ринад Ахмедчин, этюд "Новый мир" (1990), принадлежащий Андрею Деллосу, а так же "Дуэль", написанную на кухонной клеенке (1988), "Поцелуй" (1985), "Юрику от брата" (подарок Юрию Каспаряну), "Седьмое небо" (1985), "Рыбалка", выполненную на упаковочном поролоне (1989) и другие работы, переданные коллекционерами.

В зале, посвященном стилю музыканта, представлены костюмы разного времени — кожаный плащ из фильма "Асса", куртка из фильма "Игла". На раннем этапе своего музыкального пути Цой увлекался музыкой The Beatles и Дэвида Боуи, а потому на первых концертах в Ленинградском рок-клубе выступал в достаточно романтичных образах — блузках с жабо, бархатных штанах, лайковых перчатках, шейных платках. Все это он шил себе сам. Однако в дальнейшем по пути экстравагантных сценических образов он не пошел. Обычное и скучное его тоже не устраивало, поэтому Цой постоянно украшал свою одежду различными аксессуарами. После гибели Цоя все его личные вещи были сложены в коробки и не открывались до этого момента более 30 лет.

Виктор Цой, этюд "Новый мир" (1990)
Виктор Цой, этюд "Новый мир" (1990)
Виктор Цой. "Дорога" (1990)
Виктор Цой. "Дорога" (1990)
Виктор Цой, "Картину написать не успел". Из архива Ринада Ахметчина (1988)
Виктор Цой, "Картину написать не успел". Из архива Ринада Ахметчина (1988)

В зале "Фонотека" можно ознакомиться с полным музыкальным собранием группы "Кино", увидеть кассеты с подписью Цоя, узнать об оформлении альбомов, увидеть, как рождались песни из строчек в блокноте. На стене проецируются подлинные черновики с текстами песен. В зале также впервые с 1990 года воссоединились три концертные гитары Цоя — Kramer, Alvarez и Washburn. Когда подходишь к ним, в наушниках начинают звучать "Алюминевые огурцы" или "Звезда по имени Солнце", и возникает ощущение, что песни проигрываются прямо оттуда. Выставка предполагает совмещение индивидуального, синхронизированного с видеорядом, аудио-сопровождения и геопозиции зрителя в пространстве Манежа. Каждому посетителю на входе выдается специальное индивидуальное аудиооборудование.

В зале таймлайн можно послушать архивную запись репетиции в комнате у Георгия Гурьянова. В одном из интервью Виктора Цоя спросили про любимую игрушку в детстве.

В. Цой: — пластилин...Журналист: — И что из нее получалось?В. Цой: — Все!

Виктор Цой не только любил рисовать, но и много лепил из пластилина для детей своих близких. Несколько из них сохранились и представлены на экспозиции.

Это кольцо "Кот" Виктор Цой купил в Париже. Но знаковость его в том, что в момент аварии оно было на нем и треснуло. Таким вы его увидите и на витрине экспозиции
Это кольцо "Кот" Виктор Цой купил в Париже. Но знаковость его в том, что в момент аварии оно было на нем и треснуло. Таким вы его увидите и на витрине экспозиции
-5
-6
-7

В зале "Тур по России" можно увидеть гастрольную карту и бегущую строку со знаменитой фразой музыканта "Если бы я мог выбирать гражданство, я бы выбрал паспорт Диснейленда". Тут же представлены письма фанатов. Некоторые — трогательные от первоклассниц с обещанием, что когда вырастут — они непременно выйдут за него замуж, некоторые письма шокирующие, но, в основном, с признанием абсолютного таланта Цоя. Мало кто знает, что Цой лично отвечал на множество писем. Переехав в Москву, всегда просил друзей привозить письма, приходившие ему в Петербург. И они привозили, мешками.

Сохранились и записки друзьям. Например такая:

Письмо Джоанне Стингрей от Виктора Цоя"Дорогая Джо,Я жутко извиняюсь, но я не могу прийти, потому что я ужасно ПЬЯН. Я надеюсь, ты не сердишься и у тебя все хорошо, и что ты скоро вернешься. А сейчас мне нужно собираться, чтобы ехать в Ригу, но я не знаю, как это сделать, потому что я ПЬЯН. И все же, я люблю тебя и переживаю за тебя. Удачи тебе!ВикторP. S. Прости, но я забыл сказать. Если тебе удастся продать какие–то из моих картинок, пожалуйста, привези мне белые кожаные кроссовки и часы Swatch, такие же, как у тебя. Спасибо!"
-8

В зале "Открытие Америки" можно увидеть заграничные паспорта Цоя, билет на самолет Pan American, видеохронику, которую снимал Виктор в поездках. Цоя на Западе знали и уважали — благодаря Джоанне Стингрей, которая не только продвигала там его музыку, но и вывозила на продажу рисунки. Однажды она показала работы Энди Уорхолу — тот был впечатлен и подписал для Цоя банку супа "Кэмпбелл". Нетронутая она хранится у Стингрей и сейчас представлена на выставке.

Среди инстаграмных экспонатов — гигантская "Звезда по имени Солнце" в зале "Планетарий", тут в созвездиях из названий песен группы "Кино" можно увидеть контент, связанный с друзьями и близкими Цоя: Юрием Айзеншписом, Борисом Гребенщиковым, Георгием Гурьяновым, Юрием Каспаряном, Андреем Крисановым, Сергеем Курехиным, Александром Липницким, Михаилом Науменко, Джоанной Стингрей и другими.

В другом зале можно послушать кассету группы "Новые композиторы", которую Цой слушал в автомобиле перед трагедией 15 августа 1990 года. Тексты к выставке и в каталоге написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастинером, другом Виктора, который издал его пластинку во Франции в 1989 году. Свои архивы передала также популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе Джоанна Стингрей (США).

Выставка задумана как хроника становления Героя. Цой-актер свел в одну систему координат Джеймса Дина и Брюса Ли, в музыке он перемешал стилистику и звучание поп-идолов новой волны и Ленинградского рок-клуба, в живописи оказался преемником уличного искусства Кита Харинга и Жана-Мишеля Баския. Все это сделало его значимой фигурой в международном культурном пространстве, а потому интерес к нему только растет, – рассказывает Жоэль Бастнинер.

Выставка, международным продюсером которой стал Александр Гарез, открыта в Манеже до 15 апреля.

Банка супа Campbell`s с автографом Энди Уорхола специально для Виктора Цоя, привезенную Джоанной Стингрей из США (1985)
Банка супа Campbell`s с автографом Энди Уорхола специально для Виктора Цоя, привезенную Джоанной Стингрей из США (1985)
-10
-11