Стоит ли переживать, когда поверхность узла покрылась рыжим налетом.
Тормоза – настолько важная с точки зрения безопасности система, что не только явные неприятности, но даже намек на проблему нельзя "пропускать мимо ушей". Насколько влияет на надежность и эффективность торможения ржавчины на тормозных дисках, насколько она опасна
Чаще автовладельцев интересует состояние тормозных колодок. Они в тормозной системе изнашиваются скорее всего, и потому с достаточно высокой периодичностью требуют к себе внимания. А как же тормозной диск? Железяка и железяка — что ему сделается, думают многие автомобилисты. На самом же деле он тоже затратная деталь, которую со временем приходится менять, как и тормозную колодку. Но речь в данной заметке не об этом, а о том, что происходит с тормозным диском, когда он ржавеет.
Первоначальной чистотой голого металла узел может похвастаться только в одном случае – когда машина постоянно эксплуатируется и тормозные механизмы работают регулярно. В таком режиме ржавчина просто не успевает образовывать слой броской толщины, так как колодки постоянно прижимаются к диску во время торможения, стачивая молекулы металла с его поверхности. Но стоит машине постоять на приколе хотя бы несколько дней, как металлический блеск диска начинает прятаться под ржавым налетом. И чем длиннее авто неподвижно, тем значительнее слой окисляемого железа.
Некоторые считают, что ржавчина на диске – ерунда. Достаточно, мол, пару раз затормозить сначала поездки и от ржавчины останутся только воспоминания. В первом приближении с этим можно согласиться. Но почти как и в любой проблеме здесь тоже есть свои нюансы.
Ржавчина при первых торможениях никуда не улетучивается, ее частицы в процессе "естественной очистки" диска обнаруживаются между ним и тормозной колодкой. Состав фрикционной накладки последней рассчитывается так, чтобы оптимально взаимодействовать с гладкой поверхностью чугуна, из которого производят все тормозные диски. А крошки ржавчины, оказавшиеся между колодкой и диском, выступают как чужеродный абразивный материал.
Его присутствие между трущимися поверхностями диска и колодки ведет к тому, что и он, и она изнашиваются с увеличенной интенсивностью. А в случае, когда машина стояла долго и слой ржавчины на поверхности диска нарос большой, частицы этого оксида могут даже заклинивать между колодкой и диском. В этом случае износ (особенно колодки) становится неравномерным. Это может потом "откликнуться" непонятным биением при торможении, когда диски полностью избавятся от ржавчины.
В особо запущенных случаях, когда машина стоит без движения под открытым небом совсем долго, ржавчина может так поесть диски, что на их поверхности появятся впадины значительной глубины и площади. Через них потом при торможении, когда колодка прижимается к диску, от узла будет идти такая мощная вибрация, что станет страшно при сохранении подвески. И чтобы избавиться от проблемы, придется либо протачивать диски, либо покупать новые.