Найти тему
По ту сторону волшебства

Фильмов по "Мастеру и Маргарите" не будет — Михаил Афанасьевич не хочет. Мистические истории, рассказанные литературоведами

Оглавление

Продолжая наш с вами разговор о Булгакове, хочу коснуться двух историй. Первую иногда рассказывал режиссёр Владимир Наумов (до смерти), и на каждой своей лекции обязательно раскрывает миру Дмитрий Быков (и поныне). Кроме того, писатель упоминает об этом в своей книге. Вторую поведал в своих лекциях и книгах Андрей Кураев.

Два слова о Дмитрии Быкове

Сразу скажу: то, что говорит о романе Быков, я не только не разделяю, но считаю неприемлемым (да простят меня те из читателей, кто точку зрения Дмитрия Быкова разделяет). Меня, конечно, немного подкупают его некоторые фразы, и я его почти прощаю (шутка). Например, когда он говорит, что, мол, несмотря на то, что роман не люблю, но если начинаю читать, то не могу оторваться и читаю до конца. Или в конце лекции вдруг резюмирует: "Но всё равно роман гениален."

Быков Дмитрий Львович (Источник: listim.com)
Быков Дмитрий Львович (Источник: listim.com)

Как при этом можно называть роман бульварной беллетристикой, написанный вульгарным языком? Романом, написанным для одного человека (Сталина)— я не понимаю. Быков признаётся, что верит, что вскоре наступит время, когда роман рухнет со своего пьедестала (несправедливого по мнению Дмитрия) и растворится в небытие. И искренне опасается, что может до этого прекрасного (по его мнению) времени и не дожить.

Почему я решила рассказать вам эту историю. Не из-за мистической составляющей, которая в ней есть, и которая художественно прекрасна. А из-за вывода, который делает из истории Быков (об этом в конце статьи). И очень старается транслировать их на весь мир, разъезжая с лекциями не только по нашей стране.

Да простят мне читатели моё виденье ситуации в этом "толстом" намёке  (но у нас же свободная страна?) М.А. Врубель — Иллюстрация к драме А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». 1884 г.
Да простят мне читатели моё виденье ситуации в этом "толстом" намёке (но у нас же свободная страна?) М.А. Врубель — Иллюстрация к драме А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». 1884 г.

Мистическая история, рассказанная режиссёром Владимиром Наумовым и пересказанная Дмитрием Быковым

Александр Алов и Владимир Наумов в 1970 сняли двухсерийный фильм "Бег", премьера которого состоялась в 1971 году. Елену Сергеевну, третьею жену Булгакова, фильм зацепил. В качестве комплимента режиссёрам она сказала: "Михаил Афанасьевич, наверное, очень хотел бы, чтобы вы и дальше экранизировали его".

Алов умер в 1983 году, а в 1986 Наумов решает экранизировать "Мастер и Маргариту". Но подав заявку на съёмки, узнаёт, что член Союза кинематографистов Элем Климов уже подал такую же заявку и у него уже есть договорённость с "Коламбия Пикчерз". Наумов не сомневается, что получит отказ.

Режиссёр Владимир Наумов (Источник: tvcenter.ru)
Режиссёр Владимир Наумов (Источник: tvcenter.ru)
Дальше происходит удивительное. В сильной печали Владимир Наумов, отпустив жену и дочь куда-то в театр, летним душным московским вечером остается один в квартире и под шум грозы засыпает. Ему снится странный сон: будто раздается резкий, властный звонок в дверь, ободрав ногу о тумбочку, он устремляется в прихожую, открывает дверь. На пороге в черном плаще, вся в струях дождя стоит Елена Сергеевна Булгакова, абсолютно не переменившаяся, и говорит: "Володя, я хочу вас успокоить – фильма у Климова не будет". – "Почему?" – спрашивает Наумов. – "Ну, Михаил Афанасьевич не хочет. И у Вас не будет. И ни у кого не будет. Никогда не получится. А если получится, то лучше бы не получалось". – "Но Вы зайдите, Елена Сергеевна, поговорим", – приглашает Наумов. – "Извините, меня ждет внизу в машине Михаил Афанасьевич". Она спускается. Раздается страшный рокот машины, не меньше ЗиСа, и утром Наумов просыпается с мыслью: "Какой прекрасный сон!" И первое, что он видит, это огромный синяк на ноге.
Дмитрий Быков книги "Булгаков. Воланд вчера, сегодня, завтра"

А дальше выясняется, что, действительно, Климов не будет заниматься экранизацией. Вмешались наследники (это отдельная, заслуживающая внимания история). Картина Юрия Кары предаётся забвению на полке на долгие годы, а именно на двадцать лет. И, наконец-то увидев свет, оказывается никому не интересной.

Режиссёр Владимир Бортко (Источник: syl.ru)
Режиссёр Владимир Бортко (Источник: syl.ru)

Владимир Бортко, который имел огромный успех с экранизацией "Собачьего сердца", в свою очередь собирается снять "Мастера и Маргариту". Он договаривается с американцами о том, что ему сделают потрясающего компьютерного кота. Были сделаны даже предварительные наброски. Но Первый канал неожиданно срезает суммы, выделенные на картину. От кота приходится отказаться. Взамен на экранах появляется страшная механическая кукла.

А с режиссером происходит что-то совсем уж катастрофическое, судя по фильму «Тарас Бульба», который он снял после этого. Видимо, Михаил Афанасьевич действительно мстит за любое прикосновение к своему роману, хотя до этого Бортко был крепким, талантливым режиссером. «Единожды солгав», «Цирк сгорел…» – хорошие фильмы, не говоря уже про «Афганский излом».
Дмитрий Быков книги "Булгаков. Воланд вчера, сегодня, завтра"
Бегемот. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко
Бегемот. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко

А теперь ещё одна мистическая история про Владимира Бортко.

Мистическая история, рассказанная дьяконом Андреем Кураевым

Где-то год назад с Владимиром Бортко мы обсуждали, когда он только начинал свою работу, и он сказал мне так: "Отец Андрей, поверьте, я сниму фильм так, что читатель поймет, что это просто большой антисоветский фельетон, и я сниму с этого романа всякую мистическую ауру".
Андрей Кураев, 2006 год
Дьякон Андрей Кураев
Дьякон Андрей Кураев

При этом на тот момент это была вторая попытка сделать экранизацию "Мастера и Маргариты", уже в Санкт-Петербурге. Первая была в Москве. И сам Владимир Бортко поведал Кураеву произошедший с ним тогда случай.

Съёмочная группа приехала на Патриаршие пруды, чтобы снять первую главу романа. Но сразу стало понятно, что снимать там нельзя, трамвай уже не ходит (ещё одна отдельная история, ходил ли на Патриарших трамвай). Поэтому группа уехала, но, проезжая мимо Чистых прудов (где ходят трамваи), режиссёр говорит: "Стоп, дайте-ка я выйду." Выходит из машины, прикидывает, где лучше поставить камеру.

Фотопортрет Валерия Гагаринова "Потрепанный жизнью мастер и Маргарита"
Фотопортрет Валерия Гагаринова "Потрепанный жизнью мастер и Маргарита"

Мимо него проходит незнакомый человек, который оборачивается и говорит: "Ничего у вас не выйдет". При этом никто не знал, что они приедут сюда, остановка была спонтанной. Камеры ещё не достали. Сам Бортко минуту назад не знал, что решит делать съёмку в этом месте.

В тот раз действительно ничего не получилось.

И это далеко не все таинственные истории, связанные с экранизацией романа.

Объяснение Дмитрия Быкова

Все это наводит меня на мысль о том, что Михаил Афанасьевич пересмотрел отношение к роману, попав туда, куда он попал. Думаю, что он в хорошем месте, но в этом хорошем месте особенно очевидно, что, "воля ваша, что-то есть подозрительное", как говорил Воланд, если помните, известному буфетчику.
Дмитрий Быков книги "Булгаков. Воланд вчера, сегодня, завтра"

То есть Быков считает (как он неоднократно более подробно говорил на своих лекциях), что попав "туда", Михаил Афанасьевич понял, "что натворил". По мнению критика, роман писался для Сталина, с целью показать, что его "зло признаётся", только "художника не трогай".

Знаю лично многих, кто с ним соглашается. Но Вашу покорную слугу трясёт от гнева, когда она это слушает.

Сергей Тюнин. Неизбежность встречи мастера и Маргариты
Сергей Тюнин. Неизбежность встречи мастера и Маргариты

Что думаю я

Роман настолько многогранен, у него столько слоёв, плоскостей, в нём столько ещё неразгаданных загадок и посланий, что любая, даже самая талантливая экранизация делает его абсолютно плоским.

Я с интересом слежу, как блестяще образованные люди, с прекрасным знанием истории, литературы, богословия, глубоко погружённые в биографию Булгакова, посвятившие годы изучением его феномена, выдвигают абсолютно различные трактовки романа. (И если вам интересно, я потихонечку могу вас с ними знакомить. Напишите, если интересно.)

Вывод Быкова кажется мне нелогичным и с точки зрения элементарной логики. Если Михаил Афанасьевич обладает такой степенью влияния на наш мир (как полагает Быков, и я сейчас с ним и не спорю и не соглашаюсь), и он "там осознал", что роман должен кануть в небытие (нет, нет, нет! не могу это писать), то неужели есть силы дотянуться до кинематографа, но нет сил повлиять на распространение романа?

Если во всё это верить, вывод напрашивается другой: Булгаков хочет, чтобы роман читали, а не экранизировали.

Дорогие друзья, а что думаете вы?

Полезные ссылки и источники:

Дмитрий Быков книга "Булгаков. Воланд вчера, сегодня, завтра"

Андрей Кураев "Мастер и Маргарита"

Интервью с Андреем Кураевым на это Москвы

Автор Есипова Оксана | Присоединяйтесь Телеграм | ВК | ОК | ФБ

Читаем на канале материалы про Булгакова:

Ты не Достоевский! — Почем знать, почем знать...
По ту сторону волшебства25 января 2022
Тайное завещание Булгакова или как родился миф, о котором до сих пор пишут блогеры и даже СМИ, не сомневаясь в его правдивости
По ту сторону волшебства18 января 2022
Кто на самом деле автор "Двенадцати стульев"?
По ту сторону волшебства1 февраля 2022

И ещё больше рассказов и материалов в навигации канала:

Навигация по каналу По ту сторону волшебства
По ту сторону волшебства6 июня 2020