Привет всем. Художественная деталь – вещь многофункциональная.
Я уже рассказал о ней много.
Продолжим… Деталь и чувства...
Хорошо, когда можно представить то, о чем читаешь. Еще лучше, когда можно что-то почувствовать.
Деталь прекрасно влияет на наше восприятие, обращаясь к органам чувств, вызывая чувства. Пять всем известны, а шестое – пока лишь предположения, что оно существует.
I. ЗРЕНИЕ
Из всех описательных деталей, безусловно, хороша цветовая. На мой взгляд, самая выразительная из всех «визуальных».
Она способна не только описать предмет, объект, явление, но и
► дать характеристику персонажа;
► выступить как способ передачи чувств, эмоций персонажа;
► показать особенности внутреннего состояния;
► подготовить читателя к восприятию будущих событий сюжета на основе интуиции (интуитивного восприятия цвета) и на многое другое.
Посмотрим на особенности использования цветовой детали.
1. Достаточно одной – трех красок, чтобы «увидеть» цвета.
«Глубоко внизу, на серо-оранжевом песке бескрайней долины ровными рядами стояли белоснежные параллелепипеды, с высоты очень похожие на кусочки сахара-рафинада». (Алексей Ладо, «Все дети – маленькие»).
Если цветов много, текст станет похожим на грязную палитру:
«Желтое солнце, выглядывающее из-за серо-сизых туч, рассыпало по песчаному, местами коричневому от пролившегося дождя берегу бурлящей еще, пенной, грязной реки, золотисто-серебряные блики, мазало солнечными зайчиками оливковые, с пятнами изумрудного мха валуны и опутанные бурыми водорослями деревянные обломки».
Такое нагромождение цветов сливается в восприятии, картинку трудно представить.
2. Прямой цвет почти всегда условен.
Называя точный цвет, мы не учитываем, как падает свет, какие тени и другое. Ну, вы знаете, что на самом деле снег не белый, трава не зеленая, а небо не голубое.
Почему-то некоторые писатели забывают об этом. Между тем, прямой цвет скучен, стереотипен. Собственно, его и называть иногда нет необходимости. Интереснее оттенки, цветовые образы, как самостоятельные, так и дополняющие прямой цвет.
Сравните:
▼ В зеленой траве прыгали коричневые лягушки.
▲ В солнечно-зеленой траве, словно ожившие отполированные камешки, прыгали коричневые лягушки.
И здесь возникает еще один интересный нюанс.
3. Замена цвета на условный синоним, который всем знаком.
Солнечный, молочный, горчичный, вишневый, огуречный, мраморный, кофейный, гранатовый, фиалковый и т.д. В сочетании с существительным в том числе:
«– Я выполняю свой долг, – ледяным тоном отчеканил Русельф. – Я защищаю нашу Сферу, и в этом – мое счастье.
Пестик посмотрел на него с недоумением.
– Ты серьезно?.. Пап, а ты помнишь, какого цвета небо?
Русельф вдруг испугался. Дузлы никогда не смотрели на небо! Им хватало зрелищ вокруг себя.
– При чем тут небо? Откуда у тебя эти дурацкие мысли? – дрогнувшим голосом спросил он.
– Пап, небо – цвета океана. И оно огромно. Огромней, чем даже океан, огромней, чем все океаны планеты, огромней, чем Сфера!» (Елена Радковская, "Небо цвета океана")
Главное, чтобы вас не спросили: «А металлический – это какой?». Да, у металла разные цвета и оттенки.
4. Оттенки одного и того же цвета экспрессивно-разные.
Можно воспользоваться приемом «Качели Аристотеля», выбрав нужный цвет для вашего описания.
На рисунке я показал лишь некоторые оттенки красного, а их намного больше.
«Софья выкрасила волосы в каштаново-красный цвет, а губы намазала карминной помадой. Ей казалось, что она прибавляла себе взрослости и притягательности. На самом деле, выглядела она глупо, о чем и не преминул сказать тот, для кого Софья так расстаралась».
Обратите внимание, что цвета, их оттенки имеют и названия-термины. С этим связан еще один нюанс.
5. Нужно ли использовать термины, специальные названия?
Все зависит от того, что вы описываете и чьими глазами.
Один из читателей сделал мне замечание, что, мол, расшифровывать названия, все время заглядывая в сноски, затруднительно.
«Лес вокруг меня наполнялся красками, и я дико жалел, что нет компьютера, хотелось сразу же запечатлеть диковинные картины: лазурно-зеленую, муаровую, шартрезную листву; пятнами гуммигута и киновари вспыхивающие то тут, то там цветы с черными бархатными сердцевинками; нежно-прозрачные, на удивление узкие ручейки».
(Муаровый – травянисто-зеленый. Шартрез – жёлто-зелёный. Гуммигут – ярко-желтая краска Киноварь – ярко-красный. Алексей Ладо, «Все дети – маленькие»).
Я с мнением не согласился, оставил текст без изменений, потому что написан он от первого лица. И герой – космический художник. Даже если бы речь шла об обычном художнике в реалистическом произведении, было бы странно, что он не произносит специфические слова. Наоборот, не менее странно, если их произносит персонаж, не имеющий отношения к художникам.
Однако злоупотреблять такими словами не стоит. Достаточно пары, тройки словечек в речи персонажа, чтобы читатель понял, чем персонаж занимается или в чем знаток. При этом хорошо бы их пояснить прямо в тексте или использовать сноски.
6. Оксюморонная цветовая деталь.
Не следует путать такую деталь с прямой цветовой, метафоричной.
Сравните:
Я увидел зеленое лицо инопланетянина.
Одно упоминание о завтраке исказило зеленое лицо Петровича до неузнаваемости.
Синяя собака осторожно перешла лужу.
Считается, что прием, когда можно использовать любой цвет для чего угодно, характерен для неопримитивизма, но я думаю, он довольно старый.
Правило тут одно: понимать самому – зачем именно так.
7. Символика цвета.
Об этом и говорить особо не стоит. И все же я напомню два важных нюанса.
► В каждой культуре цвета имеют свои значения. И хорошо бы эти значения знать, если ваш герой из другой страны. Странно же, когда японец радуется белым хризантемам, а африканец считает желтый цвет приметой скандала. (Не могу я читать фанфики по японским мультам, потому что там частенько Такаши из села Гамаши).
► Именно цветовая деталь часто становится пронизывающей, символичной, отличительной приметой стиля, смысла. И не только одного произведения, но и творчества вообще.
Например, для меня Достоевский – желтый, серый, Толстой – зеленый, голубой, Пушкин – белый, Тургенев – рыжий, оранжевый, золотой, Гоголь – черный, синий, Чехов – коричневый, зеленый, голубой, Куприн – песочный, коралловый, Вересаев – серебряный, желтый и т.д.
А у вас? У каждого свое восприятие.
Высший пилотаж – описание без цветовой детали, но при этом читатель представляет все в цвете:
В Кусиро снег не скапливался. Лишь беспорядочно, словно вышедшие из употребления слова, громоздились по краям дороги грязные мерзлые глыбы. Низко свисали тучи, для заката еще не время, но вокруг было совершенно темно. Рвя темноту, завывал ветер. Пешеходов почти не видно. Пустынный суровый пейзаж — казалось, замерзли даже светофоры. (Харуки Мураками, «Все божьи дети могут танцевать»).
Дальше поговорим о других возможностях художественной детали, воздействующей на органы чувств.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература