Вертолетчики в Афганистане... Даже представить невозможно, насколько сложнее было бы решение многих боевых задач, не будь там в 1979-1989 года вертолетных частей.
У каждого экипажа наших вертолетчиков десятки спасенных жизней и доставленные вовремя в район тяжелой схватки боеприпасы, сотни пусков ракет и огневые дуэли с зенитными средствами противника, и долгожданный хлеб, вода, дрова, теплые вещи и, конечно, боеприпасы, которые заканчивались быстрее чем продукты {!), для тех, кто высоко ли в горах, в пустыне ли, среди бездорожья, обвалов, лавин нес свою нелегкую службу, решал боевые задачи.
Каждый полет «вертушек» в Афганистане — это был риск, зачастую смертельный. Но люди в кабинах винтокрылых машин отлично делали свое дело. Потому что в своем нелегком пути избрали верный ориентир — героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, их отцами и дедами.
Это и о кавалере ордена «за службу родине в вооруженных силах СССР» 3-й степени, бортовом технике вертолета Владимире Стефановиче Моторном, на боевом счету которого 498 (!) боевых вылетов в дышащим смертью афганском небе!
Путь в вертолетную авиацию парня с Донбасса.
Майор в отставке, воин-интернационалист и орденоносец Владимир Моторный бережно хранит в сердце память об отце-фронтовике, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны от ее начала до победного завершения. Стефан Иванович Моторный в 1941 году отступал из Прибалтики, затем участвовал в битве под Москвой, освобождал родную страну и Европу, братался с союзниками на Эльбе, а после Дня Победы еще воевал в Праге. В его военной биографии также и охрана Верховного Главнокомандующего на Тегеранской конференции. Вот такой славный, и далеко не полный перечень его боевых дел, а это пот, кровь всех наших отцов и дедов.
Низкий поклон и светлая им память!
Не зря на груди фронтовика С.И. Моторного сверкали медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», главной же его гордостью был солдатский орден Славы!
Поэтому у сына- Владимира со школьных лет зародилась мечта стать офицером, продолжить дело служения Отечеству, что и одобрил отец. В 1971 году Володя поступает в Харьковское военное авиационно-техническое училище, старательно и прилежно осваивая специальность «техник по вертолету и двигателю», а в 1974 году уже лейтенант Моторный начал службу бортовым техником в вертолетном полку Белорусского военного округа в городе Кобрине.
Благодаря опытному наставнику бортовому технику-инструктору А.В.Мелинчуку он в кратчайший срок встал в боевой строй вертолетчиков, а дружба между этими людьми сохранилась и поныне. Об Андрее Владимировиче Мелинчуке, подполковнике в отставке, кавалере ордена Красной Звезды, депутате Кобринского районного Совета депутатов и активисте Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане, Моторный отзывается в высшей степени уважительно, отмечая, что всю службу старался быть похожим на него. Показательный такой факт из службы молодого офицера: принимая участие в крупных учениях «Весна-75» проявил не только отменную техническую грамотность. но и твердость «донецкого» (родом Владимир Стефанович из Донецкой области) характера, когда предотвратил заправку воздушных судов, задействованных на учениях, некондиционным топливом, за что был поощрен Командующим 26-й Воздушной Армией генерал-лейтенантом авиации Л.И. Бедой, дважды Героем Советского Союза.
Достойно выполнил воинский долг в Афганистане, приумножив славу отца.
А уже опытным вертолетчиком, имея квалификацию «мастер», капитан Моторный выполнял интернациональный долг в Афганистане. Там вертолетчики в шутку поговаривали, мол мы не «Боги», но вторые после них... А, если серьезно, то вдумайтесь, уважаемые читатели: зависнуть, упершись лишь одним колесом в малюсенькую площадку над пропастью и под огнем душманов забрать попавших в засаду ребят-десантников, при этом еще и вести огонь на поражение врага- это о них!
Воевал в Афганистане Владимир Моторный в составе 302-й отдельной вертолетной эскадрильи, базировавшейся на аэродроме Шинданд, и его непосредственным начальником был ... его наставник по 65-му Кобринскому ОВП майор Андрей Мелинчук — заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе.
Контактируя с этим замечательным человеком, воином и патриотом, ныне он подполковник в отставке, несмотря на довольно солидный возраст, полный жизненной энергии и очень деятельный активист Белорусского Союза Ветеранов Войны в Афганистане, предоставлю слово ему: «Владимир Моторный — один из лучших бортовых техников вертолета Ми-8, а за долгие годы моей службы в вертолетной авиации. их в подчинении было несколько сотен. на него всегда я мог положиться, как на самого себя!
Вот только один из афганских эпизодов: мы только-только прибыли по замене, шла еще приемка-передача техники и тут поступила команда о срочном задействовании наших двух экипажей в начавшейся войсковой операции под Кандагаром. И первыми в бой пошли из бортовых техников именно Владимир Моторный и Борис Волк».
498 боевых вылетов у Владимира Стефановича в огненном небе Афганистана. В воздухе приходилось находиться экипажам по 10-12 часов, нагрузка была колоссальной; такой пример: за 6 дней одной из боевых операций налет Моторного составил более 50 часов, что в мирное время можно было налетать лишь в течении целого года.
Из кратких рассказов самого Владимира Моторного:
***«Летал я в экипаже капитана Виктора Рязанова, понимание в воздухе и с командиром и с правым летчиком было с полуслова, бывало иногда даже достаточно кивка головой. Мим основным оружием был пулемет Калашникова танковый (ПКТ), на борту всегда было не менее 5, а то и до 10 коробок снаряженных лент к пулемету и также запасной пулемет на случай отказа».
***«Благодаря опытнейшему нашему заместителю командира эскадрильи по ИАС, тогда еще майору А.Мелинчуку, при высадке штурмовых групп в проеме входной двери использовать могли и автоматический гранатомет на станке ( АГС-1), а на створках и ручной пулемет Калашникова (РПК)».
***«Один наш Ми-8 был оборудован фотокамерой и мне периодически приходилось летать на этом борту для фотографирования боевой работы по душманским целям летчиков истребительной и истребитель-бомбардировочной авиации. Это желалось для того, чтобы они могли впоследствии анализировать эффективность нанесения бомбо-штурмовых ударов».
Добрыми, теплыми словами Моторный вспоминает своих боевых друзей-вертолетчиков из Кобрина: Бориса Вовка, Владимира Гончарука, Владимира Подило, Виктора Яковлева, Олега Кормаша и многих других. Да вот беда, говорит Владимир Стефанович, горестно вздыхая, — «....бег времени неумолим и многих из них уже нет с нами»…
И они, прошедшие горнило и горячее небо Афганистана, но «ушедшие на небеса в мирное время» тоже мысленно в том горестном списке, когда 15 февраля в третий раз поднимают афганцы бокалы «За тех, кого нет с нами»...
А вот, созвонившись с самым молодым бортовым техником вертолета Шиндандской ОВЭ периода со 2 декабря 1985 по 31 декабря 1986 годов Олегом Кормашем, пришедшего в Афганистан сразу же по окончании военного училища, то услышал теплые слова благодарности в адрес Владимира Моторного. Своевременные добрые советы и обучение практическим навыкам работы бортового техника в боевых условиях со стороны опытнейшего Моторного были для Кормаша неоценимыми, в чем и признается Олег.
Со своим же наставником и начальником Андреем Владимировичем Мелинчуком Моторный общается и сейчас часто, не только в праздничные и памятные дни, и непременно поздравляет его 1-го декабря с Днем рождения.
Живет боевое братство!
Вертолетчик, прошедший Афганистан, Виктор Верстаков написал такие простые, но проникновенные строки о боевой работе советских вертолетчиков:
Пробита обшивка, разбито стекло,
передняя стойка погнута
Но ты приземлился, тебе повезло,
тебе и в пехоте кому-то.
Он ранен. Тебя посылали к нему,
ты сел под обстрелом на скалы.
Железная птица в сигнальном дыму
с гранитным слилась пьедесталом.
Набрав высоту, оглянулся в отсек,
борттехник кивнул: все в порядке.
Лети, Вертолетчик, Живи человек.
Счастливой, ребята, посадки!
Заслуженно Владимир Стефанович Моторный был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» СССР «3-й степени, о чем он мысленно и доложил отцу-фронтовику.
Справочно:
Орденом «За Службу Родине в Вооруженных Силах СССР» награждались военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск:
* За успехи, достигнутые в боевой и политической подготовке, поддержании высокой боевой готовности войск и освоение новой боевой техники;
* За высокие показатели в служебной деятельности;
* За успешное выполнение специальных заданий командования;
* За отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга;
* За другие заслуги перед Родиной во время службы в Вооруженных Силах СССР.
Война — не прогулка, глубокой раной, не зарубцевавшейся и до сих пор на душе Владимира Стефановича, стала гибель экипажа Ми-24 в составе командира капитана Виктора Хрусталева из 330-го ОВП из Засимович и летчика-оператора лейтенанта Ивана Леоненко из Новополоцкого вертолетного полка. И, встречаясь сейчас, ветераны-вертолетчики чтят их память минутой молчания...
В настоящее время Владимир Моторный проживает в городе Березе, здесь много друзей, он активист ветеранской организации авиаторов города, часто встречается с молодежью и школьниками города, проводя военно-патриотическую работу.
А служение Отечеству продолжает его зять Сергей — российский вертолетчик, майор, награжденный орденом Мужества за помощь народу Сирии, ныне уже заместитель командира вертолетной эскадрильи, на вооружении которой находятся грозные Ка-52 «Алигаторы».
А я открою еще одну грань души коллеги по ветеранской организации: он пишет стихи и предложу читателям несколько его четверостиший.
*** О героях Великой Отечественной войны:
«Помню с детства скупые рассказы отца,
Как от Буга до Волги полки отступали.
А потом развернули штыки,
И до Эльбы фашистов погнали!»
*** И посвященных всем, прошедшим афганскую войну:
«Спасибо, пехота, десант и спецназ,
Спасибо, друзья по крылатому строю.
Отдельно спасибо, родной Ми-восьмой,
С которым прошел я свой путь боевой».
Фото: из открытых источников