Найти тему
Время Романовых

Кто такие художники-передвижники?

В 1863 году ряд художников из Москвы и Петербурга основал Товарищество передвижных выставок, просуществовавшее более полувека. Создателями объединения стали именитые живописцы Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов, которые объединяло не только обладание огромным талантом, но и желание противостоять Академии художеств с ее устаревшими взглядами. Как же им удалось изменить восприятие искусства и заново создать художественную жизнь России?

9 ноября 1863 года в петербургской Академии художеств произошло событие, получившее название «Бунт четырнадцати».

Студентов уже которого поколения призывали писать картины на библейские и мифологические сюжеты. Но молодым художником эти темы казались заезженными, а сами правила - устаревшими. Им хотелось получить больше свободы в творчестве и сосредоточиться на изображении бытовых ситуаций на своих картинах. Они считали, что полотнам нужно больше реалистичности, больше актуальности. Юные творцы не боялись даже поднимать болезненные вопросы, назревшие в обществе, через которые можно было показать проблемы и пороки современников. Этот конфликт нарастал постепенно и вылился одномоментно.

14 выпускников Академии, претендовавших на золотую медаль, попросили Совет учебного заведения дать им возможность написать конкурсные работы на свободную тему, а не на выбранный заранее для них сюжет «Пир Одина в Валгалле». Но художникам было отказано. Тогда молодые люди покинули Академию художеств и спустя время создали собственное объединение.

Так появилось «Товарищество передвижных художественных выставок». Следующие 30 лет именно его участники, «передвижники», как их стали называть, внесли огромный вклад в развитие русской живописи. Сотни созданных ими картин мы знаем и ценим до сих пор. Своей целью объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, путешествия по провинциям, знакомство всех россиян с искусством.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, К. Маковский, Н. Богданов-Бельский, А. Архипов, В. Серов, В. Васнецов, И. Левитан, В. Поленов, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Шишкин и многие другие.

Зачинщиком «Бунта четырнадцати» был Иван Крамской. Его соратниками был подготовлен устав (утвержденный, к слову, в министерстве внутренних дел), по которому «передвижники» обязались раз в год собираться полным составом для решения важных вопросов. Самым важным вопросом, конечно, была организация этих самых передвижных выставок.

Первая выставка открылась в Петербурге в 1871 году и произвела фурор среди представителей всех сословий. Всего товарищество провело 48 выставок в разных городах. Павел Третьяков назвал организацию тесным кружком лучших художников и хороших людей.

В своих картинах живописцы, как и хотели, старались показывать жизнь такой, какая она есть. Картины «передвижников» изображали самые животрепещущие вопросы жизни в России, по которым можно было оценить эпоху.

-2

Часто на полотнах появлялись мотивы, связанные с суровой жизнью крестьян. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, многие проблемы никуда не делись. Василий Перов посвятил крестьянскому быту целый цикл работ, самой пронзительной из которых стала «Тройка». Зрителю показаны лица детей, изможденных тяжелых трудом. Их обувь прохудилась, верхняя одежда слишком тонкая для такой погоды. Натурщиков Перов выбирал долго, особенно мальчика по центру. Настоящая судьба ребенка сложилась крайне печально: он умер через год после окончания картины.

-3

Другая известна картина - «Бурлаки на Волге» Репина. Ее он начал писать уже когда пришли пароходы и необходимость в живой тягловой силе пропала. От этого Репина обвиняли в запоздалости и неактуальности. Несмотря на это, картину отправили на всемирную выставку в Вену. В дальнейшем творчестве Репин еще не раз обращался к спорным и «опасным» сюжетам. Правда, не все его шедевры дошли до зрителя в том виде, в каком они задумывались изначально. Например, у первой версии картины «Не ждали» главная героиня – девушка, которую в доме встречают сестры. Но итоговая версия была написана после отгремевшего проведения амнистии ссыльным.

-4

В 1877 году Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов приехали в Москву за вдохновением. После их долгих прогулок по городу и окрестностям появилось несколько известнейших полотен: Поленов написал «Московский дворик», Васнецов – портрет Ивана Грозного, Суриков – «Утро стрелецкой казни», а Репин – портрет царевны Софьи.

-5

На последнем остановимся подробнее. История жизни сестры Петра I увлекла художника после посещения им Новодевичьего монастыря. Он осмотрел келью, где когда-то содержалась царевна, а для создания образа Софьи пригласил несколько натурщиц.

Саврасов стал одним из первых художников, показавших, что восхищаться можно не только яркими южными пейзажами, но и природой средней полосы – причем даже в холодные мрачные периоды. Картину «Грачи прилетели» сразу пожелал приобрести в свою коллекцию Павел Третьяков за серьезную сумму. 

-6

Стараниями «передвижников» реализм постепенно вытеснял академическую живопись. Порой он даже излишне драматизировал, чтобы наверняка увлечь обывателя и заставить его размышлять. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. 

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев.