📖❓ В середине XIX века Российская империя оказалась перед необходимостью коренных внутренних изменений. Крымская война показала, что в конкуренции с наиболее развитыми странами тогдашнего мира - Британией и Францией - Россия будет постоянно, всё более и более, сдавать свои позиции. Одной из основных задач становилось развитие общественной инициативы и, в первую очередь, местного самоуправления. Оно было необходимо для решения огромного количества вопросов: строительства школ, больниц и дорог, агрономических улучшений. Центральная власть не могла их эффективно решать, у нее были совсем другие обязанности: оборона, внешняя политика, высшее образование и многое другое. Однако обеспечить решение таких задач в долгосрочной перспективе можно было только при росте благосостояния народа. А одним из условий его становилось поощрение инициативы на местах.
📖❓ После отмены крепостного права в 1861 году создавалось два уровня крестьянского самоуправления: сельское и волостное. А уже 1 января 1864 года стартовала новая реформа. Автором ее, как и крестьянской, стал выдающийся государственный деятель Николай Милютин. Он выступал за сохранение самодержавия, опирающегося уже не на крепостное право, а на земство - систему местного самоуправления, в которой бы участвовали все сословия империи: помещики, крестьяне, горожане. Само название “земство” отсылало к допетровским временам, когда царь опирался на “земщину” или “земский строй”.
📖❓ Земство создавалось в центральных губерниях. Оно было уездное и губернское. Избранное от разных сословий земское собрание ежегодно собиралось на 10-20 дней, избирало управу - исполнительный орган, принимало бюджет и отчет управы. Управа нанимала “третий элемент”: земских врачей, школьных учителей, агрономов.
📖❓ Таким образом, самоуправление было создано уже на 4 уровнях: сельском, волостном, уездном и губернском. Вся система была направлена не только на решение местных вопросов, но и на общественное воспитание. Милютин сознательно создавал вместо сословий единую российскую нацию. В ее авангарде должны были выступать инициативные и ответственные граждане. Прежде чем обратиться к политическим вопросам, они должны были получить опыт местной деятельности. Только тогда гражданское сознание формировалось бы не на основе отвлеченных и утопических прожектов, а на реальном опыте и полезном практическом знании. По мере развития земства предполагалось распространить его на окраины государства, а также ввести земство всероссийское. Царскую власть ограничивать не собирались, а упрочить ее опору, крепче связать с обществом было необходимо.
📖❓ Как бы то ни было, а земство постепенно и всё быстрее преображало страну. Совокупный бюджет земств в последующие 50 лет с учетом инфляции вырос более чем в 10 раз. Основными статьями расходов были образование и здравоохранение. В крестьянской среде впервые появилась профессиональная медицина, началось снижение смертности, особенно детской. Демографический всплеск этого времени частично связан именно с земской реформой. Уровень грамотности, в том числе и благодаря земским школам, достиг к 1917 году 40 %. Было очевидно, что такими темпами вопрос всеобщей грамотности будет решен за будущие 10-20 лет.
📖❓ Земство стало, пожалуй, самым успешным образцом развития местного самоуправления за всю нашу историю.
Вот такие дела. До новых встреч.