Найти тему
Олег Чекрыгин

Обрушение веры "в Писание"

Оглавление

Отзыв на книгу С. Петрова "Вот б-ги твои, Израиль. Языческая религия евреев"

Многие церковные публицисты после прочтения обозреваемой сегодня книги, говорили "как оставаться верующим после книги Петрова?". Выход, который они предложили, поражает своим цинизмом, нигилизмом и ущербностью: давайте обесценим труд автора. Меня такой подход не устраивает, тем более, что у меня самого давно уже есть свой ответ на поставленный вопрос. Но сегодня речь не о нём. Сегодня я расскажу о содержании самой книги.

Прежде всего хочется отметить, что книга написана очень хорошим академическим языком. При этом она довольно легко читается, исключая сложные для меня моменты, касающиеся лингвистического анализа. Кроме того, несмотря на то, что для многих церковных читателей книга стала настоящим откровением и скандалом, по сути в ней не содержится ничего принципиально нового, что не было бы известно религиоведческой науке. Я и раньше знал о нескольких источниках, оказавших влияние на Еврейскую Библию (об этом популярно и доходчиво в своём "Путеводителе" писал еще Айзек Азимов), знал о том, что в глазах иноплеменников еврейский культ выглядел сатанизмом (об этом рассказывал в своих лекциях тогда еще лояльный церкви диакон Андрей Кураев), о том, что иудеи заимствовали многие аспекты своей веры у хананеян, египтян, персов-зороастрийцев (на эту тему существует масса специализированной литературы, для начала можно попробовать М. Элиаде - у него легкий язык). Тем не менее книга Петрова не является просто компиляцией общеизвестных фактов - в ней строится доказательная база для многих из тех позиций, которые в прошлом подвергались критике, проливается свет на те или иные моменты с учетом новейших открытий в археологии (которые упорно игнорируются нашими учеными-теологами), объясняются особенности отдельных языковых конструкций Ветхого Завета. В общем, книга представляет собой существенный вклад в религиоведческую науку, как российскую, так и международную, обладает внушительной библиографией (кажется, более 200 источников, среди которых передовые исследования ученых мировой величины) и, как я уже отметил, прекрасным языком.

Пройдемся же по основному содержанию работы. Автор последовательно показывает, как развивается культ бога "веющего" (так автор переводит еврейский тетраграмматон), носителями которого были перебравшиеся в Ханаан евреи. Постепенно, с освоением Ханаанских земель, Яхве обрастает чертами местночтимых божеств - Мардука, Ваала, Эля, у него появляется супруга - Ашера и все сопутствующие атрибуты бога ветра, в частности, антогонистичное отношение к водам и рекам. Пожалуй, именно этим фактом объясняется презрение египтян к иудеям - для египтян вода была священной, так что иудейское божество представлялось им, вероятно, чем-то крайне неприятным и опасным. На основании лингвистического анализа автор показывает, что отдельные библейские псалмы являются кальками гимнов во славу Мардука, а новейшие археологические находки, в частности, представляют Яхве и Ашеру как дуэт благословляющих процветание семьи богов. Интересно, полагает автор, что бог Еврейской Библии не трансцендентен - он обитает "на святой горе своей" и может посещать народ свой в материальном теле.

Любопытным образом автор рассказывает о времени происхождения текстов Еврейской Библии - они были написаны, по всей видимости, в период правления царя Иосии, когда первосвященник Хилкия сообщает, что нашел в храме господнем свиток Закона. Кстати о царях! По версии автора никакие археологические исследования не в состоянии подтвердить реальность царства Давида и Соломона - вероятно, это легендарные персонажи, которые были созданы в период персидского плена для поддержания морали и патриотического настроения у представителей обращенного в рабство гордого народа. В то же время период персидского плена стал для иудейской религии важным периодом переосмысления и развития - именно в это время, благодаря прямым заимствованиям из зороастризма, в иудаизм проникают идеи эсхатологии и мессианства.

Обновление веры и превращение ее в некое подобие монотеизма (который сам автор понимает как политеистическую монолатрию, то есть форму исповедания, в которой присутствуют и другие боги, но их не почитают), начинается, вероятно, в период правления Езекии. Разрушаются многочисленные капища Яхве и священные деревья, посвященные Ашере, упраздняется храмовая проституция (появляется осуждение гомосексуализма, т.к. среди ритуальны храмовых проституток при иерусалимском храме были не только женщины, но и мужчины), вводится право на совершение ритуалов только для представителей касты священников. В заключении автор анализирует мессианские тексты Ветхого Завета и приходит к выводу, что ожидание божественного царя Израиля - это веяние совершенно новое для иудаизма и опирается оно на тексты, которые в прошлом никогда не толковались как мессианские.

Из ярких моментов в книге мне запомнились также описания священных животных - серафимов и херувимов, которые в иудейском фольклоре вовсе не выглядели как прекрасные бесполые человекоподобные существа, но являлись мифическими существами, схожими с египетскими крылатыми змеями и птице-львами.

Важным вкладом автора является лингвистический анализ рудиментарных элементов библейского текста. Благодаря сопоставлению с аналогичными фрагментами в сохранившихся шумерских и ханаанских текстах, Петров делает далеко идущие выводы о реальном положении дел в иудейском обществе, об особенности религиозного культа и, наконец, о простой народной религиозности, из среды которой и родился известный нам иудаизм и против которой он затем ополчился, практически полностью истребив память о ней. К счастью, интересные археологические находки (на которые и ссылается автор и даже приводит фотографии в том качестве, в котором это позволяет сделать книжная верстка) позволяют пролить свет на такие малоизвестные факты, как многобожие у древних евреев. Разумеется, мой обзор не носит цели пересказать содержание исследования целиком или "заспойлерить" самые интересные фрагменты, напротив, я надеюсь, что вы сами заинтересуетесь и не поленитесь прочесть этот труд - книга читается легко, как увлекательный детектив (за исключением отдельных непродолжительных фрагментов), но при этом сообщает своему читателю массу новой интересной информации.

Итак, работа хотя и не лишена недостатков, в целом представляет собой отличный экскурс в ближневосточную мифологию и историю становления иудейской религии. Несмотря на то, что книга была воспринята в некоторых церковных кругах как скандал, а ее автор как антисемит, еще раз повторюсь, она не содержит в себе никаких принципиально новаторских идей, которые в той или иной форме не высказывались до этого классиками религиоведения и современными экспертами, она скорее компилирует их и проясняет туманные моменты, которые в прошлом не могли быть объяснены ввиду отсутствия доказательной базы. Так что автор вовсе не делает шокирующих переворотов, не пытается "хайпить" и не продвигает антисемитскую повестку, он лишь развивает научное знание в русле хорошего академического религиоведения. Исследование, безусловно, заслуживает того, чтобы его анализу была посвящена не краткая заметка в интернете, а полноценная научная статья. К сожалению, в круг моих научных интересов вовсе не входит ветхозаветная мифология и библейская история, поэтому автором такой статьи буду, увы, не я...

Как же можно изучать иудейскую мифологию и морфологию священных текстов Ветхого Завета и при этом оставаться верующим иудеем или христианином? Как я и сказал во вступлении, эта заметка не об этом. Но в моём блоге можно найти... не ответ, нет, простые ответы на сложные вопросы дают только люди недалекие и в своём вступлении я, ради красного словца, слегка слукавил. Но вот размышления, связанные с поиском этого ответа я стараюсь озвучивать регулярно.

Сергей Аникин