Найти тему
Angelina Ruleva

Об учительском выгорании

Оглавление

Листая на воскресном досуге социальные сети, я наткнулась на цитату, опубликованную в одном учительском блоге.

"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь." (Плутарх)

Признаться, я редко проникаюсь мудростью античных философов, но эта цитата натолкнула меня на развитие одной важной темы. Чтобы факел зажечь, необходим очаг. Если очаг сам на последнем издыхании поддерживает свое пламя, то факел не разгорится, а сам очаг только задымит и отравит всех вокруг токсичными продуктами горения. Ну и что уж говорить, если очаг дотла выгорел...

Так и учитель может почувствовать, что он, как тот очаг, больше не может гореть, и гаснет, оставляя от себя только черное кострище.

Слишком пафосно, вычурно, и даже немного мрачно, правда? Примерно так выглядит профессиональное выгорание. К чему так много иносказаний? Потому что примерно такую аналогию я провела, когда впервые столкнулась с подобным состоянием. Потому что именно с таким пафосом романтизируют педагогику. Потому что именно такой горячей и безоговорочной отдачи требует общество и руководство от учителя. В таком бешеном ритме профессиональной деятельности сложно поддерживать в себе тот огонек, который заставлял двигаться вперед и давал свет ученикам. Приходит время, и выгорает последняя искорка.

Никто не застрахован от профессионального выгорания, даже самый опытный, самый чуткий и любящий детей педагог. Но что может дать такой педагог своим ученикам, если у него нет ни желания, ни сил передавать свой опыт?

Итак, синдром профессионального выгорания – истощение ресурсов человека на фоне сильного хронического стресса на работе.

Симптомы:

1. Вы регулярно просыпаетесь уставшим. Вы открываете глаза после десятого сигнала будильника, беситесь от одной мысли, что Вам надо на работу. В течение рабочего дня Вы чувствуете себя измотанным, нет сил выйти к доске и объяснить детям учебный материал, трудно встать из-за рабочего стола.

2. Вы не справляетесь со своими привычными задачами. Если раньше за вечер Вы успевали подготовить больше пяти конспектов уроков, шикарный классный час, проверить шестьдесят письменных работ, побеседовать с родителями школьников и заполнить документацию, то сейчас после уроков Ваших сил едва хватает, чтобы добраться до дивана и взять в руки телефон или пульт от телевизора.

3. Ваша самооценка стремится к нулю. Не покидает ощущение «я плохой». Вас регулярно преследует страх наказания за рабочие промахи. Кажется, что все кроме Вас достигли успехов в педагогике. Вы можете считать своих коллег настоящими профессионалами, в круг которых Вы попали по нелепой ошибке (приветствуем синдром самозванца!).

4. Вы стали чаще ошибаться на работе. Ошибки могут быть незначительными – оговорились во время объяснения материала, забыли имя и отчество писателя (или имя ученика), либо более серьезными - забыли заполнить электронный журнал, перепутали время в расписании уроков, проспали утренний урок, опоздали на работу.

5. Вас резко стали бесить общительные люди. Если вы всегда были общительным человеком, то должно насторожить стойкое желание побыть в одиночестве. В стенах школы это очень серьезная проблема, потому что побыть в одиночестве в школе крайне сложно. Еще сложнее, когда эта проблема выходит за рамки Вашей работы, то есть вам становится сложно выйти на контакт с вашими близкими.

6. Вам кажется, что на работе всё плохо. Настолько плохо, что пора уволиться. Вы не видите результата своей работы, не видите собственного профессионального роста. Вы неожиданно решили, что педагогика – это не Ваше, возможно даже решили кардинально сменить направление деятельности.

Чем опасно выгорание?

Выгоревший учитель часто добивает себя чувством вины. Отсутствие желания идти на работу наталкивает на мысли, что он непрофессионален и пора бы брать себя в руки. «Просто надо больше работать, надо перестать лениться» - первые мысли столкнувшегося с такой проблемой. Усугубляет эту проблему токсичное окружение. Руководство, старшие коллеги, в худшем случае – близкие люди порой могут быть невнимательны и считают своим долгом указать на снижение Вашей эффективности, обвинить Вас в безответственности и лени. Но ведь та же самая лень чаще всего проявляется не от вздорного характера и безмерной наглости ленивого. Лень – это система энергосбережения для нашего организма и один из признаков чрезмерной усталости. Выгоревший учитель не ленится работать. У него просто кончились ресурсы.

Сколько угодно обвиняйте выгоревшего учителя в нежелании работать, но в 2019 году понятие «выгорание» перестало быть метафорой. Это состояние внесено в МКБ-11 под кодом QD85. Правда оно не помещено в список болезней, а находится в разделе «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения».

Те, кто столкнулся с такой проблемой, на себе ощутили, что выгорание – это не шутки, не лирическая песенка про осенний дождик. Это тяжелое состояние, подъедающее самооценку изнутри. В конце концов на фоне таких переживаний можно заработать что-нибудь из списка состояний, действительно признанных в МКБ-11 болезнями.

Как предупредить или остановить развитие выгорания?

1. Максимально эффективно отдыхайте. Главное правило – не работать по ночам и выходные. Да, представьте себе, выходные – время для отдыха, а не для проверки тетрадей, заполнения дыр в электронном журнале, бесед с родителями учеников и других рабочих вопросов, которые не вписались в рабочие будни. Нагло и бесцеремонно отдыхайте, спите, гуляйте, встретьтесь с друзьями или проведите время с семьёй, а может даже в гордом одиночестве. Не важно, как именно Вы будете отдыхать, важно сбросить напряжение, накопившееся в рабочее время.

2. Составляйте собственный план работы. Нет, не тот, за который потом нужно отчитаться руководству. Распределите нагрузку максимально комфортным Вам способом. Запишите этот план так, чтобы им было удобно воспользоваться. Вам решать, создадите Вы из расписания художественный шедевр или же быстро набросаете основные пункты в заметки телефона. Сделайте то, что лично Вам поможет.

3. Создавайте интересные уроки. Знаю, что эту фразу каждый педагог уже слышал. Но уроки могут быть интересны и для Вас. В каждой теме найдите то, что заинтересует лично Вас, чтобы подготовка к урокам и их проведение стали не рутиной, а Вашим личным познавательным процессом.

4. Научитесь хвалить себя. Замечайте, сколько работы Вы проворачиваете каждый рабочий день. Не позволяйте себе и другим обесценивать даже малейшие свои достижения. Хвалите себя за проверенную тетрадь, за классный час. Поймите, что каждый учитель незаменим на своем месте. Поверьте, будь это не так, мы все бы работали в условиях кадровой текучки, меняя рабочее место ежегодно и радуясь, что оно у нас вообще есть.

5. Делегируйте обязанности. Не стесняйтесь поручать дела другим по максимуму. У Вас и так слишком много дел, которые можете выполнить только Вы. Но есть такие, которые вполне можно перепоручить ответственным ученикам и их родителям. В начале учебного года выделите отдельный классный час на распределение поручений среди учеников. Чем старше класс, тем больше и серьезнее поручения им можно выдавать. Это кажется очевидным, но многие классные руководители считают лишним обращаться к своим ученикам за помощью. Школьники вполне способны справиться с передачей заявки в столовую, могут составлять список отсутствующих и даже быстрее вас выяснять причину отсутсвия, помогут в уборке кабинета, раздадут тетради перед уроком, польют цветы, отследят наличие воды в кулере и стаканчиков, бумажных полотенец и мыла для рук. Вам остается искренне благодарить их за помощь.

6. Найдите дело, которое приносит Вам радость. Хобби прекрасно помогает отвлечься от рутины. Если у вас нет такого дела, которое приносит удовольствие, которое у вас получается выполнять с успехом, то сейчас самое время открыться чему-то новому. Возможно у Вас были мысли чему-то научиться. Вспомните, может Вы хотели научиться рисовать, вязать уютные теплые вещи или печь вкусные торты? Если Вы боитесь, что у Вас не получится, купите готовый набор для творчества, найдите простой рецепт торта в интернете или мастер-класс по вязанию простейшей вещи. Не бойтесь открывать для себя другие горизонты, чтобы не упасть в повседневную тоску.

7. Обратитесь к специалисту. Квалифицированный психолог может помочь справиться с выгоранием и предупредить развитие депрессии.

Учительское выгорание опасно тем, что его принимают за лень и непрофессионализм, поэтому оно часто доходит до запущенной стадии. Вместо предложенной помощи учитель получает обвинения и выговоры за промахи, усугубляющие его снижение самооценки и работоспособности. Именно поэтому учителю необходимо прислушиваться к себе, заботиться о своём здоровье и эмоциональном состоянии.

Сталкивались ли Вы с выгоранием? Какие методы помогли Вам выйти из этого состояния?