Найти в Дзене
Портал Белуха

Как зимой подойти к горе Белухе легко? Часть 3 Читайте

Оглавление

Что получаешь на Алтае?

- Я правильно понял, что красоты Алтая перевешивают пережитые тяжести похода?

- Конечно, красота перевешивает. Как бы ни было тяжело, тяжело - сегодня, поспал, а завтра легко. Холодно – залез в спальник и стало тепло. А те виды, краски, эмоции, которые ты получаешь визуально - это пища для ума, души и от этого уже никуда не денешься. Это на всю жизнь осталось. Те эмоции, которые ты получаешь, когда тебе плохо (плохо оно всегда одинаково: сыро, холодно, голодно - это все одинаково), а хорошо - оно всегда по разному: посмотрел тут, посмотрел там, это я про виды, вкусно поел, познакомился с человеком, пообщался, посмеялся. Хорошие эмоции, они все разные. Как говорится: все счастливы одинаково, только тут наоборот. На туристический манер я это перефразировал. Алтай - замечательная веха в моей истории, но я изначально планировал этот маршрут. Летом я сюда если вернусь, то маршрут будет намного больше, потому что хожу я быстро, далеко, и вообще я люблю длинные дистанции по 800 -1000 км.

Когда лучше ехать на Алтай?

- Твои путешествия и твоя подготовка отличаются от обыкновенного человека. Но сложился стереотип, в туристическом смысле, что Алтай для туризма приспособлен только в течение 2-3 летних месяцев, когда можно посетить озера. Как ты считаешь, для человека, который не обладает туристическими суперспособностями, а просто любит природу, есть смысл появляться в Аккемской долине осенью? Ну осенью ты еще не был, зимой.

- Все зависит от целей, которые он перед собой ставит. Если он ставит цель пройти какой-то определенный маршрут, и это будет более подготовленный турист, то почему нет. Есть маршрут именно по Аккему, а не по Кучерле. Есть зимний маршрут по Аккемской тропе. Простому туристу в принципе можно смело сюда зимой приехать, поселиться в Белухе, заказать такси, приехать в Кучерлу, по Аккему пройтись, вернуться обратно и получить удовольствие. Просто Алтай еще связывают не только с туристическими маршрутами, а вот еще и с твоим направлением: познанием дзена, релаксом, с неким духовным туризмом. Зима для созидания, может быть, не подойдет. Релаксировать, сидя возле костра, и смотреть на замерзшую гору, мне кажется, будет немножко не комильфо. А приехать летом, уйти от туристического маршрута, взять с собой палатку – там хватает диких мест - и хотя бы 3-4 дня провести наедине с собой: птички, запах трав, озон понюхать.

- В районе более 300 горных озер..

- Да, нужно именно уйти от туристического направления, побыть одному.

- Мы, люди - коллективное животное. И это очень проявляется на раскрученности маршрутов: Мультинские озера, Аккемская тропа - этотакой трафик.. Человек часто может и не понимает, куда он попадает. Чуть ли не как в городе, все время ты здороваешься, все время с кем-то сталкиваешься. А буквально соседний горный перевал или даже тот же горный перевал - такие же прекрасные маршруты, озера и вообще никого нет кроме чабанов.

- Поэтому мы и не стремились ехать на эти два топовых маршрута летом, потому что летом здесь делать абсолютно нечего. Это толпы народу, туристов, все кемпинги и поляны заняты, а зимой мы вообще никого не встретили. Только кучу маральих следов.

- Лисы, зайцы, косули...

- Да. Для себя я уже тут посмотрел, как можно походить именно летом по хребтам, где тропы есть, но будет не так многолюдно, нежели именно туристические маршруты. Алтай он реально разнообразен, то есть сюда можно приезжать как зимой, так и летом. Но надо учитывать, конечно, подготовку. Можно выбрать как туристические маршруты, так и маршрут для себя, для познания, отдыха, релакса, чтобы просто отдохнуть от городской суеты.

Что можно увидеть простому человеку на Алтае?

- Я свои пять копеек тоже добавлю. Даже если человек не турист, на такой случай мы разработали в Портале Белуха пешие маршруты по Теректинскому хребту. Там точно никто не ходит, и получается там и однодневные маршруты бывают, и с ночевками. Но это как раз то, о чем ты говоришь, чтобы никого не встретить, но и без особых подвигов и физического преодоления.

- Да, мы живем в социуме, и людей нам всегда хватает, а проснуться утром от солнышка, которое щекочет тебе глаз, пригревает щеку, вот этого хочется. И для этого Алтай вполне подходит.

- Когда ты один или с близкими людьми, ты сталкиваешься с природой на совершенно другом уровне, на каком-то онтологическом. Вот я и вот природа, это на каком-то космическом уровне происходит. Для тебя это все открывается не потому, что заплатил или потому что ты особо хитрый, а просто как данность. Кроме тебя здесь никого нет, и задача состоит в том, чтобы ты смог это оценить, насладиться.

- Да, потому что каждый выбирает ношу по себе. Для кого-то приезд на Алтай — это развлечение. Знаю, заказывают по 80 000 конные маршруты. Из Москвы люди приезжают, и они в течение 10 дней на конях с едой, с проводниками ходят. Для меня это большие деньги, а для какого-то коммерса московского приехать сюда с семьей и покататься на лошадях — это нормально. Горы, Алтай, травки, эмоции. Они просто устали от всех этих Кипров, Сочи и Красных полян. Для этого человека это будет вообще суперэкстрим-тур. А для меня - походника — это будет скучно и непонятно. Различные туры и различные маршруты существуют.

В чем трудность современного горного туризма?

- Мое субъективное мнение, что у нас, когда туризм с начала 90-х годов стал за деньги, люди очень сильно физические ослабли. Раньше просто ходили, и там были и пятилетние дети на маршруте на Аккемской тропе, и никто не возмущался, по профсоюзной путевке ходили советские граждане без всякой спортивной подготовки. Вот когда стали продаваться туры, пришлось все перекраивать, даже нормы прохождения. Оказывается, если это платный маршрут, то человек такое расстояние не хочет проходить, надо меньше делать.

- Смотрите, еще по поводу маршрутов: проблема развития Алтайского и вообще русского труднодоступного эко тура строится не на сфере услуг, а на сфере доставки, заброски. Вот реальный пример: есть определенная база. Хозяин оказывает услуги по логистике, а должны оказываться услуги именно по проведению тура. В России зарабатывают деньги на логистике, а в Европе - на оказании услуг. Пример: по реке Аккем плохая дорога и для того, чтобы взобраться полазить на каких-то пиках в районе Белухи, мне надо отдать за доставку трех рюкзаков, продуктов, палатки и снаряжения, которое я сам не дотащу, допустим, 20 000 рублей. А потом, когда я прихожу в домик, который база дает, я вижу там какие-то нары сколоченные, матрас невкусно пахнущий и печку-буржуйку, от которой я могу сгореть, и охапку дров, который я еще должен сам поколоть. И за это с меня еще 5000 рублей просят. В Европе было бы все иначе. Я бы приехал по шикарнейшей дороге на своей машине, бесплатно, потом бы увидел обалденный домик с чистыми простынями, хорошей печкой и нарубленными дровами. И за этот домик я бы уже отдал 20 000. Но я бы отдал их с удовольствием. А тут думаешь, почему я должен отдавать за дорогу такие большие бабки. Они как бы мотивируют: вот такая плохая дорога - транспорт убивается, время, бензин. Ты уже думаешь, ладно, хорошо, а потом заходишь в этот сарай, а за него надо платить 5 000. И хозяин начинает: так дороги нет, плохая же дорога, ты знаешь, сколько стоит сюда материалы завезти. Это проблема не только Алтая, это проблема Урала, Южного Урала, Кольского полуострова.

- Наверно, это проблема начинающего бизнеса вообще. Люди ведут бизнес так, как им удобно оказывать услугу, а не так, как удобно услугой пользоваться.

Что было бы здорово взять из Европы?

- В том то и дело, что все это люди даже на уровне государства могли продвигать. Этот маршрут могли сделать, эту дорогу, понастроить всего… Вот почему в Альпах, например, или когда я на Монблан поднимался, ходил в Тур де Монблан три раза, когда была возможность, там прекрасные дороги. Там весь туризм строится именно на высокогорных приютах. То есть человек садится на обыкновенные рейсовый автобус, доезжает до 2-3,5 тысяч, гуляет по альпийским лугам. Там приюты расположены каждые 15-20 км, кафешки и рестораны. Ты зашел, переночевал, поел с утра, хочешь дальше можешь пойти. Все Альпы можешь пройти без палаток, ночуя каждый день в новом хостеле, питаясь в новой кафешке, без всяких проблем. Потому что развита инфраструктура, логистика. А у нас получается, что если не хорошей дороги, то нет хорошего жилья, обеспечения. Человек, который продает эти услуги, говорит: а что делать? Дороги нет. Как я занесу хороший матрас или сделаю из хороших материалов дом? Получается он зарабатывает тупо на логистике, якобы сложнее доехать, соответственно дешевое жилье. Ему это выгодно.

О дорогах

Зачем ему делать эту дорогу, а потом вкладывать деньги в оказание услуг.

- На Мультинских они даже говорят: чем хуже, тем лучше.

- Вот они все говорят: чем хуже дорога, тем лучше, чужие не приду. Но для меня как для человека, который хочет потреблять услуги, это плохо. Я не хочу платить большие деньги за дорогу, а потом, пребывая в ущербных условиях, думать: ну да, иначе тут ничего не сделаешь…

- Может быть при таком ведении туристического бизнеса никогда не будет убран конфликт между клиентом и поставщиком услуг. Эта несправедливость она по умолчанию будет заложена.

- Мне кажется, все-таки это менталитет русского человека, который живет одним днем, считает, что после него хоть потоп. Он в перспективе не видит устройство. Мог бы расширять свой бизнес, но он надеется на что-то, вот так будет значит будет, зачем развиваться.